Имения Лидского уезда. Имение Радивонишки

11:54, 17 Август 2015

1815


История города

Продолжение серии публикаций посвященных имениям Лидского уезда. Ознакомится с предыдущей публикацией, посвященной имению Имение Кульбаки можно тут.

Имения Лидского уезда. Имение Радивонишки

Радивонишки ныне — два поселения: большая деревня Радивонишки, расположенная в западной части Лидского района в 4-х км от трассы М-6 Минск – Гродно, и два дома с сараями к юго-западу от деревни, в 1 км от станции Курган. Эти два дома и являются бывшим имением. Деревня же Радивонишки прежде называлась д. Маньковцы, иногда Моньковцы.

Фрагмент карты Лидского района

Фрагмент карты Лидского района

О происхождении топонима Радивонишки рассуждать не приходится – от имени Радивон. Среди уроженцев Лидского района слово Радивон встречается также в виде фамилии.

Впервые в известных мне документах имение Радивонишки упоминается в Литовской метрике в 10-й книге судных дел. В феврале 1541 г. братья Станислав и Щастный Андреевичи обвинили ловчего и подкомория ВКЛ Миколая Юрьевича Паца (?-1545) в присвоении купленного их отцом имения Ваверка. В деле упоминается, что дворцом Радивонишки до 1540 г. владела их мать Фелиция Вутьковна. После ее смерти Станислав и Щастный Андреевичи унаследовали материнское имение. «Где жъ мы потомъ по жывоте ее, с послуги господаръское прыехавшы, въехали есмо в ыйменья тые: в купленое – у Ваверку, а в матерыстое –Радивонишъки, яко у свою властность, и имели есмо именья тые въ своей моцы год цалый по смерти матки нашое…».

В 1690 г. Радивонишки — владение Барбары Хелховской с 65-ю дымами, что по тем временам, после 13-летней войны с Московским Великим княжеством, было весьма значительной собственностью. Более крупные владения в Лидском повете были только у Людвики Каролины Радзивилл (Белица с Зблянами -442 дыма, Докудов -158, Селец -103, Стоки -78), у Кристофа Ворбек –Леттова (Лебеда -706, Лебеда Пжевоза -209, оба в Рожанковской парафии), у Юрия Ходкевича (Можейков Большой – 184),у Марианны Нарушевич (Можейков Малый -67) и у Элиаша Рымвида (Дзембров -69).

Сын Барбары Хелховской в 1696 г. между имением Радивонишки и д. Маньковцы на перекрестке дорог возвел деревянную униатскую церковь Святой Анны.

Маньковцы издавна были заселены православными крестьянами, которые во второй половине ХVI века были насильственно переведены в униатство. Дворяне же местные подались в католичество, стали шляхтой. Между шляхтичами и крестьянами, наряду с имущественным неравенством, возникла религиозная отчужденность. Шляхетские усадьбы удалились от деревень, в нашем случае, еще и церковь с плебанией была устроена посредине. Рядом с церковью, как было принято, появилась корчма.

  Какое то время Радивонишками владел Войцех Стецевич (?-1734) дворянин Яна де Кампо Сципиона, который завещал 27 тысяч злотых, размещенных на Радивонишках, пиарскому монастырю в Блотно  за еженедельную имшу по вторникам.

В 1784 г. двор Радивонишки, а также Задворцы, Цвербуты, Маньковцы с церковью и корчмой принадлежали Тадеушу Косцялковскому из Зындрана (1750- после 1792), старосте Чотырскому.

Выступление в сейме
Выступление в сейме

В 1778 г. Тадеуш Костялковский женился на Анне Оскерко из Огинских. В 1789 г. был награжден орденом Святого Станислава.

Его сестра Розалия Зындрам-Косцялковская (ок 1750-?) вышла замуж за лидского войского Доминика Нарбута (ок. 1740-ок. 1807). Брат, вероятно, выделил сестре двор Радивонишки, мог и отец Доминика Казимир-Юзеф Нарбут — маршалок Лидского повета купить землю. Доминик и Розалия жили дружно, имели 7 детей: Викентия (ксендз, лидский декан в 1800-12 гг), Николая 1783 гр, Франтишка (ум. 1794), Яна (ум. 1812), Иосифа, Варвару и Бригитту (ок.1780-1811). Доминик принял активное участие в восстании Т. Костюшко: был членом Высшего Совета и уголовного суда. В апреле-мае 1794 г. подписал среди других членов Совета ряд документов, в том числе универсал, призыв к землевладельцам и крестьянам, призыв к униатам и неуниатам, воззвание к русским солдатам, а также прощальную декларацию. Участие в восстании богатств не принесло, часть земли пришлось продать Петру Жоравскому (Журавскому) герба Тржеска.

С 1795 г. по 1807 г. в Радивонишках, вместе с семьей Доминика, жил его родной брат Даниель Казимир Нарбут.

Нарбут Даниель Казимир (1738-1807).

Нарбут Даниель Казимир (1738-1807).

Даниэль Нарбут родился в имении Крупа Лидского повета (ныне Крупово). Учился в Щучинской пиарской школе, вступил в орден пиаров. Продолжил обучение в Любешовском новициате (1755-57), Дубровницкой студии (1757-59) , Виленском пиарском коллегиуме и в Риме. В Риме принял сан священника (1761), получил от Папы особые привилегии: право читать запрещенные книги, право на личную каплицу и привилегированный алтарь. Должности: префект и преподаватель истории, французского языка и риторики в Дубровнице, профессор философии в Виленском пиарском коллегиуме, руководитель Виленской пиарской типографии.

В 1769 г. в Вильно издал первый польский учебник логики (Logika, czyli rozwazania i rozsadzania rzeczy nauka, według której każdy ma we wszystkiem prawdy dochodzić i strzec się fałszu), который при его жизни 4 раза переиздавался. Защитил докторскую работу по юриспруденции в Краковской Академии (1774).

Секуляризовался – по разрешению Папы стал светским священником (1775). Член Комиссии национального образования (1775-92). Пробощ (настоятель) в Рудомине (1775 -1795) и в Лиде (1780-95). Награжден Орденом Святого Станислава (1793). После Третьего раздела Речи Посполитой отказался от всех должностей и приходов, поселился в Радивонишках. Освятил в 1801 г. краеугольный камень начала строительства Лидского пиарского костела (ныне Свято-Михайловский собор). Умер в Радивонишках 17 марта 1807 г. Могила не сохранилась.

Считается, что Даниэль Казимир Нарбут был похоронен в склепе Радивонишской униатской церкви. Об этом писали А.Мошиньский, И.Стасевич –Ясюкова и др. Не верится мне, чтобы монах-пиар, учившийся в Риме, настоятель (пробощ) Лидского костела, лидский декан, коадьютор (и.о. епископа) парадийского аббатства мог быть похоронен у стен униатской церкви. После продолжительных поисков у К.Пызеля обнаружил упоминание, со ссылкой на исторический архив Литвы, что в Радивонишках в 1796 г. имелась семейная каплица Доминика Нарбута, которая существовала, по меньшей мере, до 1829 г. Это позволяет думать, что Доминик и Даниэль Нарбуты были захоронены в семейной католической каплице на территории господского двора.

Основным наследником нарбутовского двора стал Иосиф Доминикович Нарбут (ок. 1775 – до 1844), побывавший некоторое время мужем Анны Николаевны Радзивилл из имения Жирмуны. От него земля и строения перешли сыну Николаю Иосифовичу Нарбуту (1801- после 1862). Двор Петра Жоравского унаследовал около 1835 г Нарциз Жоравский. Отметился в истории тем, что заставлял своих вернувшихся в православие крестьян работать в церковные праздники. В 1844 г. у Н.И. Нарбута — 16 душ, у Розы Нарбут — 20 душ, у Нарциза Жоравского -89 душ. В 1855 г. владельцем жоравской части двора был коллежский регистратор Герард Нарцизович Жоравский.

Фрагмент карты 1865 г. На пересечении дорог находится плебания Радзивонишки с церковью. От плебании в сторону господского двора ведут две дороги, восточная, обсаженная деревьями, главная.  В господском дворе пруд, мельница и три хозяйства.  К северо-западу от плебании д. Манковцы

Фрагмент карты 1865 г. На пересечении дорог находится плебания Радзивонишки с церковью. От плебании в сторону господского двора ведут две дороги, восточная, обсаженная деревьями, главная. В господском дворе пруд, мельница и три хозяйства. К северо-западу от плебании д. Манковцы

Отмена крепостного права в 1861г. заметно изменила земельную ситуацию в пользу крестьян. Мелкие шляхтичи остались без крестьян-рабов и подняли восстание. Нарбуты и Жоравские, жившие в православном крестьянском окружении, в восстании не участвовали. В 1880-х годах в фольварке Жоравских проживали 19 католиков и 19 православных, в фольварке Нарбутов — 12 католиков и 4 православных, в деревне Маньковцы при тракте было 20 домов, там жили 90 православных и 28 католиков.

В начале ХХ века фольварком Радивонишки по прежнему владели Нарбуты и Жоравские. Казимир Николаевич Нарбут (1862-1936) был женат на Флорентине Густавовне графине Роникер (1860 -?). Имели они 4 детей: Бронислава 1891 гр., Мариана (1892-1980), Кароля 1893 гр. и Густава 1896 гр. У К.Н.Нарбута — 23 чел (12 мужчин, 11 женщин) и 250 десятин земли. У соседа Жоравского 35 чел (20 м., 15 ж.) и 800 десятин земли. При православной церкви Радивонишки, построенной в 1867-69 гг., 16 жит (5 м., 11 ж.), 40 десятин. В д. Маньковцы — 61 дом, 390 жит (192 м, 198 ж.) 422 десятины. За 20 лет Маньковцы приросли на 40 домов и на 270 жителей.
Перед Первой Мировой войной в Радивонишках поселились Горские, до раскрепощения крестьян они владели д. Бильтовцы. 13 марта 1915 г. в семье Горских в Радивонишках родился Мартин Горский – будущий генерал бригады Войска польского.

Мартин Горский закончил гимназию в Новогрудке, служил в Слониме (1934-35), референт казначейского управления в Воложине(1937), год учился в Виленском Университете, участвовал в сентябрьской компании 1939 г., бухгалтер в Литве (1940-41), Воложине и Лиде (1941-44). В сентябре 1944г. призван в Войско Польское, закончил финансовые курсы. После войны работал в финансовом отделе Войска Польского, с 1946 г в финансовом департаменте Министерства обороны. Закончил Академию Политических Наук в Варшаве (1947-50).

Руководитель отдела в финансовом департаменте Министерства обороны, заместитель руководителя департамента (1957-62), руководитель департамента с марта 1962 г. Магистр экономики (1960). Генерал бригады (1967). Награжден 13 польскими медалями и 9 орденами и крестами, в том числе Командорским Крестом Ордера Возрождения Польши, а также советским орденом Красной Звезды. В 1985 г вышел на пенсию.

С сентября 1915 г. по январь 1919 г. Радивонишки, как и весь Западный край, были оккупированы кайзеровской Германией. В эти годы д. Маньковцы стала называться д. Радивонишки.

Фрагмент немецкой карты 1918 г

Фрагмент немецкой карты 1918 г

Первая Мировая и Советско-польская войны прошли в Радивонишках без значительных разрушений и людских потерь. В апреле 1919 г. в районе дд. Радивонишки –Огородники перед наступлением на Лиду были сконцентрированы польские пехотные батальоны, артиллерия и кавалерия группы генерала Ласоцкого. В 1920 г. Красная армия пронеслась к Варшаве и затем обратно, значительные бои были в районе Большой Лебеды.

По переписи 1921 г. в д. Радивонишки (бывшие Маньковцы) насчитывалось 77 домов с 382 жителями (185 мужчин, 197 женщин, из них 231 православный и 151 католик, в 1904 г. было 390). В осаде Радивонишки — 3 здания, 14 жителей (6 м., 8 ж., из них 9 католиков , 5 православных), в застенке Радивонишки — 2 здания, 10 жителей (6 м., 4 ж., все католики), в фольварке Радивонишки I — 5 зданий, 29 жителей (15 м., 14 ж., 20 католиков, 9 православных), в фольварках Радивонишки 2 и Радивонишки 3 — 5 зданий, 25 жильцов (7 м., 18 ж., 20 католиков, 5 православных). Таким образом, в осаде, застенке и фольварках в совокупности 15 зданий и 78 жителей (было 58). Поменялись землевладельцы — Жоравских и Горских сменили Кунцевичи и Далецкие, Нарбуты остались.

Галина Кунцевич в поэме «Радивонишки» подробно описала межвоенную жизнь жителей фольварка. У Кунцевичей был дом на высоком фундаменте, с бревенчатыми стенами, высокой крутой крышей и широким крыльцом. В доме — ряд комнат, кабинет, салон с фортепиано, кладовая. Во дворе дом для работников (чворак), хлев, овчарня, конюшня, погреб. Двор обсажен деревьями, кустарником, в палисаднике были разбиты цветники. Рядом сад с яблонями, грушами и сливами, огород. К усадьбе вела благоустроенная дорога, отсыпанная гравием.

В хозяйстве Кунцевичей выращивали пшеницу, рожь, овес, просо, ячмень, гречиху, свеклу, картофель, огурцы, капусту, лук, чеснок. Имели небольшую пасеку. Держали коров, лошадей, овец, гусей на пруду. Продавали молоко, ежедневно приезжал еврей скупщик. Усадьбу охраняли два овчарки.

В доме жили две бабки Алина и Паулина, хозяин, его молодая красивая, энергичная жена Валя родом из Вильно, их сын Мирослав и Галина – сестра хозяина. Хозяин участвовал в советско-польской войне, его отец погиб в Первую Мировую. Бабки имели дворянское воспитание, играли на фортепиано в 4 руки. Алина — больше склонная к молитвам, Павлина — к картежным играм. По субботам в усадьбу приезжал белогрудский пробощ Стефан Городко, толстый и грубоватый, ранее военный капеллан, профессиональный картежник, мог пить до полуночи, назавтра нередко с трудом произносил воскресную проповедь.

В поэме имеются такие строчки:
W najbliższym sąsiedztwie, stała mała chata,
Mieszkał w niej pan Narbutt — (postać niebogata).
Aby więc poprawić życiowe warunki,
Trudnił się znachorstwem. Potem — pijał trunki.
Wprawdzie tuż za płotem (żeby było śmieszniej),
Miał żonę (babkę Paulinę), z którą trudno żyć wiecznie!
Więc zamiast małżeństwem — sąsiadami byli,
I oboje ten stosunek poniekąd chwalili.

В дословном переводе:
В ближайшем соседстве стоял маленький дом,
Жил в нем пан Нарбут – личность небогатая,
Чтобы поправить жизненные условия
Занимался знахарством. Потом пил – спиртные настойки.
Тут же за забором (чтобы было смешно)
Имел жену (бабку Павлину), с которой трудно жить вечно
Вместо супружества –соседями были
И оба эти отношения отчасти хвалили.

Пан Нарбут — это  Казимир Николаевич Нарбут. После двух революций и двух войн потерял жену и трех детей, остался ему в Радивонишках небольшой полуразрушенный домик и около гектара земли. Усадебный дом Нарбутов за годы лихолетий был разобран.

Место, где стоял  усадебный дом

Место, где стоял усадебный дом

Карта 1926 г. позволяет видеть, что двор Радивонишки в середине 1920-х годов являл собой компактную группу из 15 зданий, расположенных вдоль пруда. Мельницы уже нет. К двору ведут две дороги, обе начинаются от церкви, западная дорога стала главной.

Фрагмент карты 1926 г

Фрагмент карты 1926 г

К началу 1920-х годов Казимир Николаевич достиг 60 лет и самого дна нищеты.

К крестьянскому труду он не был приучен, зато имел хорошее образование и определенные медицинские познания. Стал лечить людей. Денег за советы, микстуры, мази, травы и порошки не брал, довольствовался маслом, яйцами, сырами, солониной. В короткое время слава о радивонишском знахаре разошлась по окружающим деревням. Местные власти пытались ограничить его знахарскую деятельность. Полицейские приезжали, их культурно и обильно угощали, одаривали торбочками, и все оставалось по- прежнему. Вскоре популярность вышла за пределы Лидского повета. «Нарбут» – так его все звали, стал лечить на расстоянии, болезни определял по фотографиям. Письма стали приходить из центральной Польши и даже из США, что становилось достоянием пациентов. Привлек к секретарской работе сына Мариана. В 1930-х годах перед домом громоздись фурманки со всех окружающих территорий, приема дожидались по нескольку дней. Пришло благосостояние, Нарбуты построили дом.

Дом на месте имения

Умер Казимир Николаевич Нарбут в середине лета 1936 г., его провожала на белогрудское кладбище огромная толпа крестьян с жалобным пением и рыданиями. По моему разумению Казимир Николаевич Нарбут — один из лучших представителей рода лидских Нарбутов. Он не призывал к восстанию, как его прадед Доминик, не «танчил» на балах, как его дед Иосиф, не носился с саблей по лесам и не вешал крестьян, как его родственник Людвиг Нарбут, он, также как Станислав Нарбут, служил своему народу и простой народ отвечал ему благодарностью и признанием. А писатель Тадеуш Доленга-Мостович написал в 1937 г. роман «Знахарь». Его сестра Ядвига Мостович преподавала в лидской гимназии латинский язык, Тадеуш Мостович неоднократно приезжал в Лиду, встречался с общественностью. Не мог он не знать о знахаре Нарбуте. В 1982 г. по материалам романа был выпущен на экраны выдающийся двухсерийный фильм «Знахарь».

Вторая Мировая война и последовавшая за ней в Лидском районе гражданская война, отправили на тот свет досрочно многих мужчин, молодых и старых. Наследники владельцев фольварков в 1945-46 гг. съехали в Польшу.

Осенью 1951 г. в колонии Радивонишки солдаты НКВД окружили один из домов. Мужчина, укрывающийся в доме, сдаваться отказался. От его пуль, по польским источникам, погибли 4 солдата. Дом загорелся. Расстреляв патроны, окруженный крикнул: «Niech żyje Polska» и выстрелил себе в голову. Это был Пухальский родом из Клюкович. Пухальские в Х1Х веке владели Радзивиловцами.

Деревня Радивонишки в 1950-60-е годы разрасталась. Рядом с церковью, благодаря депутату Верховного Совета БССР в 1963-67 гг. от Радивонишского округа № 139 писателю Ивану Антоновичу Брылю была построена школа. На встрече с избирателями Янка Брыль спросил, чем он может помочь жителям округа. Директор Радивонишской школы Петр Иванович Блажей пожаловался, что школа размещается в 4-х неудобных приспособленных зданиях. Иван Антонович посодействовал – вскоре выделили деньги, и в Радивонишках появилась новая двухэтажная школа. ЛРСУП «Можейково»в феврале 2011г. собиралось начать работы по капремонту и перестройке здания бывшей школы под общежитие.

Радивонишки побывали за 4,5 века своей жизни дворцом, имением, хозяйственным двором, фольварком и колонией. Не нашлось рачительного хозяина, который бы создал нечто монументальное как в Бердовке, Тарново или Можейково. Тихо вымерли шляхетские Радивонишки. Последнюю представительницу радивонишских землевладельцев — «Саморачанку» досматривала Юстина Иосифовна Лучковская.

Место геде было имение Радивонишки

Место геде было имение Радивонишки

Основные источники.

Анішчанка Я. Камісары Касцюшкі. Дакументы паўстання 1794 г. у Літоўскай правінцыі. Том 1.
2004.
Wykaz alfabetyczny z 1844 r. majątków pow. Lidzkiego ze wskazaniem właścicieli i ilości dusz męskich przez nich posiadanych według spisu 1834 r. LVIA, zesp. 394, inw. 4, vol. 873
Гошкевич И.И. Виленская губерния. Полный список населенных мест со статистическими данными о каждом поселении. Вильна, 1905.
Kuncewicz M. Jeszcze jeden Kazimierz Narbutt. // Ziemia Lidzka. № 30-31. 1998
Kuncewiczowa H. «Radziwoniszki» // Ziemia Lidzka. № 28. 1997.
Литовские Епархиальные Ведомости. № 19. 1869.
Метрика литовская. 10-я книга судных дел. № 193. Вильнюс. 2003.
Metryka Litewska. Rejestry Wielkiego Ksęstwa Litewskiego. Województwo wileńskie. 1690 r. Warszawa, 1989.
Нарбут А.Н. и Нарбут Н.И. Нарбуты лидские. //Наш радавод. Книга 6. Лида, 1994.
Pyzel K. Kosciol parafialny P.W. Przemienienia panskiego w Wawiorce.// Kościoły i klasztory rzymskokatolickie dawnego województwa wileńskiego. Tom 2. Kraków. 2008.
Rybak А. Dekanat lidzki w 1784 r w swiete opisow parafii. Bialystok, 2004.
Skorowidz miejscowosci Rzeczypospolitej Polskiej. Wojewodztwo nowogrodzkie. . Tom YII. W. 1923
Słownik geograficzny Królestwa Polskiego i innych krajów słowiańskich.Tom IХ. S. 476. Warszawa.1888
Stasiewicz-Jasiukowa I. Kazimierz Narbutt (1738-1807). Warszawa-Lida.2004

Предоставил материал старший научный сотрудник Лидского музея – Сливкин Валерий Васильевич. При использовании материала, ссылка на сайт обязательна!


Обсуждение


  • ...

    vadim 18 августа 2015 в 22:59

    "... православными крестьянами, которые во второй половине ХVI века были насильственно переведены в униатство. Дворяне же местные подались в католичество, стали шляхтой" - Сливкин всегда был русским пропагандистом с бредовыми текстами. Это не история, а пропаганда. И подобных "перлов", пропоганды и бессмыслиц только в этом одном маленьком текмте у него замного.


  • ...

    пешеКОТ 18 августа 2015 в 23:30

    Удивительно, что Сливкин вспомнил эти жуткие факты истории, хотя бы , а вспоминать народные восстания против гнёта Речи посполитой , и окатоличивания , стало мягко говоря " актуальным"


  • ...

    пешеКОТ 18 августа 2015 в 23:31

    ........................ " не актуальным "))


  • ...

    minak 19 августа 2015 в 12:07

    Вы, не уважаемый ватник, раскажите проа народнве востания против "гнёта ... " на Беларуси. Сериалы "менты" надо поменьше глядеть. Вадим, о бредовых пересказах руских пропагандиских книжек Сливкиным давно известно. Это даже не интересно комментировать. Но его "открытие" генезиса книги «Знахарь» меня просто потрясло. Это за пределами даже минимального знания темы. Не зря этот фрик уже давно нигде не печатаеться - его открытия способны потрясьти научный мир :)


  • ...

    пешеКОТ 19 августа 2015 в 13:43

    Не только Белой Зуси, но и Украине, твои -- ватник предки в волынской резне рассказали


  • ...

    МС 19 августа 2015 в 21:38

    Ведущий программы: "Падарожжжа з дылетантам" очень похож внешне на портретную репродукцию: Нарбут Даниель Казимир (1738-1807). Может, родственник, вроде у ведущего корни шляхецкие слух был. о


  • ...

    Флександр 24 августа 2015 в 21:46

    Достойный материал об истории нашего края. Спасибо автору. Что же касается пропаганды, то я при чтении даже не обратил внимания на обсуждаемую здесь фразу. Замечу, что антипропаганда тоже относится к пропаганде. Я готов согласиться с доводами крикунов, если таковые смогут, на основании исторических материалов, опровергнуть фразу, высказанную автором по поводу насильственного перевода православных крестьян в униатскую церковь. Если таковых доказательств не последует, данную критику следует считать необоснованной и недостойной внимания. Наш край всегда славился толерантным отношением людей разных национальностей и вероисповедания друг к другу. Да, упыри и недоумки, разжигающие неприязнь между людьми, были всегда. И, как показывают некоторые здесь комменты, остаются среди нас до сих пор. Мира всем, добра и уважения! Валерий Васильевич, ждем продолжения Ваших экскурсов об истории родного края.


  • ...

    Минаку от фрика 13 марта 2016 в 15:36

    Действие повести «Знахарь» происходит в Западной Беларуси. Упоминаются Гродно (Косиба -Вильчур шел оттуда), Ошмяны (там Никита Романюк нашел работу), Браслав (там некоторое время жила Марыся с матерью), Вильно (там состоялся суд). Магазин канцелярских товаров, в котором работала Марыся, Доленга-Мостович разместил в Радолишках, а хозяйкой сделал пани Михалину Шкоповну. Радолишки и Радивонишки как- то очень созвучны, не правда ли ? Ещё более замечательно, что в Лиде на улице Сувальской дом 6 в 1920-30-е годы располагался магазин книг и писчих материалов пани Марии Шкоп. Множество орфографических ошибок в 4 строчках: «раскажите проа наронве востания», «руских пропагандиских» «печатаеться», «потрясьти», заставляет думать, что школу Вы благополучно миновали. Псевдоним, который Вы себе избрали -«минак – позволяет думать, что Вы правильно оцениваете свою интеллектуальную развитость. И чего ж вас в «генезис книги «Знахарь» то понесло ?


Оставить комментарий

Все поля обязательны для заполнения.

Вы можете использовать HTML теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>