Интеллектуалы Лидской земли (часть 6)

10:14, 14 Январь 2013

1365


История города

Продолжение ранее опубликованного материала “Интеллектуалы Лидской земли“. Актеры, архитекторы, композиторы, конструкторы, медики, художники, юристы. Кандидаты наук.

Догель Доминик Матей (6.08.1715 – 24.02.1760). Историограф. Ректор Виленского пиарского коллегиума

Догель Доминик Матей (6.08.1715 – 24.02.1760). Историограф. Ректор Виленского пиарского коллегиума

Догель Доминик Матей (6.08.1715 – 24.02.1760). Историограф. Ректор Виленского пиарского коллегиума.
Родился в застенке Гембулы Лидского повета в семье мелкого шляхтича. Закончил семиклассную пиарскую школу в Щучине. В 1730 г. вступил в Любешове в орден пиаров, принял монашеское имя Матей. Получил посвящение в духовный сан (1732). Преподавал в Щучинском пиарском коллегиуме (1732-35) и был домашним учителем в доме лидского старосты Иосифа Сципиона де Кампо. В 1736/37 учебном году преподавал синтаксис и грамматику в Виленском коллегиуме, а в 1739/40 — поэзию. Последующие два учебных года преподавал в пиарских коллегиумах риторику, поэзию, историю, философию и теологию. В 1743 г. Иосиф Сципион де Кампо в своем предсмертном завещании поручил М. Догелю опеку над своим единственным сыном Игнатием. В начале 1745 г. учитель с воспитанником выехали в Западную Европу.

Учились в Лейпцигском и Парижском университетах, посетили Дрезден, Рим, Страсбург (1745-47). Догель расширял свои знания в философии, математике, праве и истории. Ознакомился с монументальными работами в области международного права, в частности с 16-и томной работой английского археографа Т. Раймера, и начал собирать дипломатические материалы, касавшиеся Королевства Польского и ВКЛ. По возвращении работал при дворе своего ученика в качестве священника, архивариуса и администратора имений. В 1747 г. назначен ассистентом Литовской провинции пиаров и ректором Виленского пиарского коллегиума. Основал конвикт (общежитие) для шляхетской молодежи. Реорганизовал Виленский коллегиум, обеспечил книгами и инструментами.

В 1748 г. представил королю Августу III проект Дипломатического Кодекса, и со статусом посла Речи Посполитой отправился для сбора документов во Францию, Голландию и Германию. Работал в государственных и семейных архивах, в библиотеках, в королевском архиве в Кракове. Получил привилегию Августа III на исключительное право публикации Кодекса (1754). За свой счет создал лучшую на то время в Литве типографию (1754). Провел подписку, подписались всего 20 человек. Первый том вышел в свет в 1758 г., включал 480 документов 1067-1732 гг.

Следующий пятый том появился в 1759 г. Книги не раскупались, возникли финансовые трудности, против публикации второго тома, который касался России, выступил представитель Петербургского двора. Заблокировали финансовые операции братья пиарского Ордена. Не дожив до своего 45 –летия, М.Догель заболел и скончался в Варшаве. Пиары Я.К. Выковский и М.Тукало в 1764 г. издали 4-ый том Кодекса. Неизданные материалы (5 томов рукописей) поступили в Варшавскую Королевскую библиотеку, затем были возвращены пиарам, которые их продали Виленскому университету; после закрытия Университета попали в Императорскую Петербургскую библиотеку, по условиям Рижского договора были вывезены в Варшаву, где сгорели во время Второй мировой войны.

Основные работы:
Arcus triumphalis in ducali domus Oginscianae porta penes solemnem ingressum ad curiam Oszmianscianam illustrissimo et excellentissimo Domino D. T. Ogiński M. M. D. Lit. notario… erectus atque plausu devinctissimi Apollinis collegii Sapiehani Vilnensis S. P. elaboratus, Wilno 1740
Dissertatio de iure regni Poloniae in Silesiam, около 1758 г.
Limites Regni Poloniae et Magni Ducatus Lithuaniae ex originalibus et exemplis authenticis descripti et in lucem editi, Wilno 1758.
Codex diplomaticus Regni Poloniae et Magni Ducatus Lithuaniae, in quo pacta, foedera, tractatus pacis, mutuae amicitiae, subsidiorum, induciarum, commerciorum, nec non conventiones, pactiones, concordata, transactiones, declarationes, statuta, ordinationes, bullae, decreta, edicta, rescripta, sententiae arbitrales, infeudationes, homagia, pacta etiam matrimonialia et dotalia, literae item reversales, concessionum, libertatis, immunitatis, donationum, erectionum, obligationum, venditionum, emptionum, permutationum, cessionum, protestationum, aliaque omnis generis publico nomine actorum et gestorum monumenta nunc primum ex archivis publicis eruta ac in lucem protracta exhibentur. Том 1, Wilno 1758; Том 5, Wilno 1759; Том 4, wyd. J. K. Wykowski i M. Tukałła, Wilno 1764;

Паевский Антоний (1793-1850). Кандидат философских наук.
Родился в Лиде. Закончил Виленский университет. Ректор Лидского уездного училища (1829-32).

Пекарский Ян (1816-22.05.1860). Театральный актер.
Родился в Лиде. Выступал в труппе В.Вербицкого в Слониме (1835-38), в труппе С.Малиновского в Каменце-Подольском (1838-43), в труппе П.Зелинского в Житомире (1843-54, 59-60). Создал труппу и организовал свой театр в Каменце-Подольском, был его директором и актером (1856-59). Этот театр в старинных постройках у Ветряных ворот просуществовал до 1918 г.

Альхимович Казимир Доминикович (20.12.1840 –31.12.1916). Художник

Альхимович Казимир Доминикович (20.12.1840 –31.12.1916). Художник

Альхимович Казимир Доминикович (20.12.1840 –31.12.1916). Художник.
Родился в имении Демброво (Дуброво) Лидского уезда в семье небогатого шляхтича. Закончил школу в Вильне. Будучи солдатом, принял участие в восстании 1863-64 гг. По приговору суда выслан на Урал, жил в Кунгуре и Верхотурьи (1864-69). Начал рисовать, писал религиозные композиции для продажи. Освобожден по амнистии (1869). Учился в рисовальной школе В.Герсана в Варшаве (1871-73), в Мюнхенской Академии художеств (1873-75). Три года прожил во Франции в Авоне и Фонтенбло (1875-77), выставлял свои работы в парижских салонах, руководил художественной мастерской по росписи фаянса и фарфора. В Варшаву вернулся в 1877 г. С 1890 г преподавал рисунок в частной школе рисунка и резьбы Б.Посьвиковой. Умер в Варшаве в новогоднюю ночь.

Автор картин на исторические, социально-бытовые и мифологические темы. Наиболее известные работы: «Жатва» (1869), «В поте лица», «Дожинки» (1880), «Деревенская девушка», «Оборона Ольштына» (1883), «Сбор сена», «Похороны Гедимина» (1888), «Пруд» (1892), «Девочка в лесу» (1893), «Деревенский пейзаж», «Наем работников» (1893), «На этапе» (1894), «Похороны на Урале», «Смерть в изгнании», «Христианские мученики», «Свадебные торжества Сигизмунда-Августа», «Молитва тех, что терпят», «Отдых Кейстута», «Витовт на могиле Кейстута», «Подготовка к смерти Самуила Зборовского», «Последний войделот» (1900), «Поганские жрецы», «Последний жрец Литвы с дочкой Плентой», «Лиздейка с дочкой на руинах храма Перуна», «Пастушка» (1903), «После битвы», «У ручья» (1905), «Шляхтич и крестьянин» (1908), «Богиня любви Мильда» (1910), «Лесная поляна» (1916). Выполнил портреты Павла Сапеги, Криштофа Радивила. Иллюстрировал произведения А.Мицкевича, В.Сырокомли, И.Крашевского, Э. Ожешко. Исполнял пластические работы для костелов. Участвовал в выставках: Общества поощрения художников в Петербурге (1883–87), Всемирных в Париже (1889, 1900), Виленского художественного общества (1910), в Варшаве, Мюнхене, Одессе, Кракове, Вене. За картины «Михаил Глинский в темнице» и «Возвращение литовцев с убитым князем Гедимином» в 1885 и 1886 гг. получил премии по исторической живописи на конкурсах Общества поощрения художников.

Альхимович Гиацинт Доминикович (11.09.1841 – после 1897). Художник.
Родился в имении Демброво (Дуброво) Лидского уезда. Брат Казимира Альхимовича. Закончил школу и землемерное училище в Вильне. Участник восстания 1863-64 гг. Эмигрировал во Францию. Работал чертежником на строительстве железной дороги. Учился живописи в Перпиньяне и Париже (1872-76). Преподавал живопись в гимназии, политехнической школе, в женском лицее в Перпиньяне. Писал портреты, пейзажи, тематические композиции. Наиболее известные произведения: «Чтение Библии», «Флейтист», «Во время отдыха», «При свете месяца», «Любитель древностей», «Амур, который пользуется тем, что Верность спит», «Букет камелий, «Прачки», «Араб из Перпиньяна».

Продолжение следует.

Предоставил материал старший научный сотрудник Лидского музея Сливкин Валерий Васильевич.

При использовании материала, ссылка на сайт обязательна.


Отзывов пока нет

Оставить комментарий

Все поля обязательны для заполнения.

Вы можете использовать HTML теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>