Мытская (Мытлянская) Свято-Покровская  церковь

6:36, 9 Апрель 2019

217


История города

 В древности (14-16 столетия) по легендам и отдельным находкам на городище Мыто была православная церковь. В 17-19 столетиях  в местечке Мыто действовала  униатская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Точная  дата ее основания неизвестна. Первое упоминание относится к 1669г., когда на кладбище при церкви был  смертельно ранен священник Мытлянской церкви Богдан Воротинский:  “… ижъ панъ Шостак, ъдучи съ мъста Лиды за его милостью паномъ судьею земскимъ Лидским, на онъ часъ писаромъ земскимъ Лидскимъ, черезъ Мыто, безъ данья жадное причины небощика отца Воротынскаго, на цментару при церкви будучого, въ  руку  правую  пострълил,  съ  которого  постръленья  тотъ  небощикъ отецъ Воротынский смертью  съ сего свъта сшолъ».

Против убийцы Яна (Миколая -в том же документе)  Шостака и Лидского земского судьи Яна Михала Нарбута униатский митрополит  Гавриил Коленда  и пресвитер  Мытлянской церкви  Михал Глембоцкий возбудили судебный процесс.  Дело дважды (2 июня 1671г. и 30 мая 1672г.) рассматривалось в  Трибунале ВКЛ. Земский судья Ян Михал Нарбут, а за ним и Трибунал замотали дело в процедурных вопросах, убийца не был наказан. Это были годы резкого усиления  агрессивности католицизма после русско-польской войны.  Униатов  воспринимали как сторонников  православной  Москвы, многие из них переходили в католичество.

В 1690г к Мытлянской церкви приписан один пресвитер. В инвентарях  1775 и 1784гг  Мыто —  «местечко  с церковью русской».

В 1802-09г. парохом  Мытлянской церкви  был Томаш  Слаута, в 1806 г в земском суде рассматривалось дело  по спору  шляхтича Ольшевского с  «ксендзом мытнянским» Слаутой об участке земли в м. Мыто. Следующими парохами были Лозовский (1809-14), Родкевич (1814-17), Зданович (1817-19).

В 1838 г к церкви были приписаны 272 униата. Это была самая маленькая и самая северная среди сельских униатская община. Ближайшие церкви находились в удалении 5-7 верст к югу. Вокруг проживало католическое население.  Приход  был бедный, церковь ветхая.  Церковной утвари недостаточно: отсутствовали  плащаница, мирница, дароносица, ковшик, ризы. Усилиями казны и помещиков Анджейковича, Россудовского  и Шульца  был устроен иконостас.

12 февраля 1839 г. на униатском соборе в Полоцке был подписан акт о добровольном присоединении униатов к православной церкви. Униатские епархии были ликвидированы, храмы переданы православной церкви. Мытлянская церковь, также как и другие униатские церкви Лидского уезда, была переведена в православие. В 1834-40 гг настоятелем церкви был  Сымон Гречиха.

В 1840г были крещены 13 младенцев из Новоселок (5), Косиловцев (2), Поречан (2), Бобовцев (2) и  Рулевичей.  24 декабря 1840 г был зарегистрирован «Михаил сын крестьян из д. Мыта Павла и Крыстыны Шылковских законно венчаных приходом церкви Мытлянской коего воспреемниками были Иван Жылевич с … Волынцовою из д. Новоселок окрещен и миром помазан. Крестом и миром помазал приходской священник Мытлянской церкви Сымон Гречиха».

В тот год умерли  и были похоронены на Мытлянском кладбище 7 человек: 3 февраля Мафтей Гумбар из Косиловцев  25 лет, умер от горячки; 24 марта —  Катрина Гивилова из Бобовцев 34 года, при родах; 30 марта — Степан Голубицкий из Мыто 65 лет, по старости;  16 апреля — Хведора Шылковска из Мыто 34 года, при родах;  26 июня — Остап Крук из Ольховки 40 лет, от горячки;  25 июля — Антонина Волынцова из Новоселок 36 лет, при родах; 3 декабря —  Василь Сакун из д. Новоселок 60 лет, от горячки.

Униатского пароха  и православного священника Сымона Гречиху сменил священник  Франц Кулаковский, дьячком в 1848 г. был Сигизмунд Жебровский. Процесс перехода  настоятелей из униатства в православие продолжался около 15 лет  и завершился  в 1850-х годах, когда богослужение было переведено на книги  православного издания и все священники — бывшие униаты были заменены выпускниками православных духовных семинарий.

В январе 1854г. была составлена церковная и ризничная опись Мытской Свято-Покровской Церкви, которая позволяет взглянуть на внутреннее убранство и оснащенность православной церкви в 1850-х годах.

Первая страница инвентарной описи

Первая страница инвентарной описи

Алтарь.

  1. Престол деревянный простой работы, длины и ширины аршин, высоты аршин и 6 вершков.
  2. Жертвенник деревянный такой же работы длины 12 вершков , ширины 9 вершков, высоты аршин.
  3. Образ на горнем месте Божией Матери вышиною 5 вершков, шириной 3 вершка, писан на холсте в деревянных рамах, покрытых листовым золотом На этом образе риза серебрянная, извне позолоченная 12 пробы весом 35 золотников, над нею 2 короны, обе серебрянные 8 пробы —  первая 10 золотников, вторая 5 золотников.
  4. Другой образ вышиною 1 аршин и 2 вершка, шириною 12 вершков, писан на холсте, в деревянных рамах, покрытых листовым золотом.
  5. 5.Третий образ Благовещения Пресвятой Богородицы вышиной 1 аршин и 2 вершка , шириною 13 вершков, на холсте, в деревянных рамах, покрытых листовым золотом.
  6. Деревянный крест, на котором изображение распятого Спасителя, вышиной 1 аршин.
  7. Плащаница, писанная на холсте вышиною 1 аршин 6 вершков, шириной 12 вершков подложена тканью зеленым коленкором, обшита вокруг с мишурою с бахромою.

Предалтарный иконостас деревянный простой работы, окрашен синею краскою с желтыми полосами. Царские врата простой работы, вверху с решеткою, окрашены синею краскою с желтыми полосами. С правой стороны местная икона Спасителя  вышиною один аршин и 3 вершка, шириной один аршин,  на холсте, в деревянных рамах покрытых листовым золотом. На левой стороне местная икона Божей Матери вышиною 1 аршин и 3 вершка, шириной 1 аршин, на холсте, в деревянных резных рамах покрытых листовым золотом.

По правую сторону иконостаса  образ Св. целомудренного Иосифа держащего на руках младенца вышиною 2 аршина, шириною 1 аршин и 2 вершка, писан на холсте в деревянных рамах резных окрашенных темною краской. По левую сторону иконостаса образ Св. Францишка вышиной 2 аршина, шириною 1 аршин 2 вершка. В верху иконостаса над Царскими Вратами деревянный крест окрашенный красною краскою с белыми полосами при котором укреплен образ Божей Матери вышиною 1 аршин 7 вершков, шириною 1 аршин 2 вершка писан на доске в деревянных рамах, окрашеных темною краской.

В других местах храма — Образ распятого Спасителя вышиною 14 вершков шириной 1 аршин, на холсте в деревянных рамах покрытым листовым золотом; Образ Спасителя вышиной 1 аршин, шириною 7 вершков, на досках;  Образ Пресвятой Богородицы вышиною 1аршин, шириною 7 вершков, на досках; Образ Господних Богородичных Праздников вышиною 12 вершков, шириною 9 вершков, на досках.

Церковная утварь:  в том числе чаша серебряная внутри вызолоченная весом 72 золотника, дискос серебряный весом 66 золотников, звездица серебряная весом 2 золотника, дароносица древняя серебряная  весом 24 золотника, мирница, лжица серебряная весом 2 золотника, копие стальное с деревянной рукоятью, 2 креста напрестольных, 8 подсвечников,  2 облачения на престоле и на жертвеннике, 3 ризы, 2 подризника.

Два Евангелия, Библия в кожаном переплете, Катехизис 1839г издания, Начаток христианского учения, Священная история и краткий катехизис 1852г издания, Пять слов Преосвященного Евсевия Епископа Ковенского , Семь слов  Преосвещенного   виленской печати. Чин кто приимати от иудейской веры или от магометан или от идолопоклонников, Чин приимати к  православной веры приходящих воспитаны были вне православной церкви.

В 1865 г. Лидский церковно-строительный комитет принял решение построить в Мыто новую каменную церковь.  За два года на берегу р. Дитвы на месте прежней деревянной церкви была возведена новая каменная. 27 ноября 1866 г. Лидский Благочинный протоиерей Иосиф Иосифович Коялович освятил церковь  во имя Покрова Пресвятой  Богородицы.

Иногда пишут, что Мытская церковь была построена  под  руководством архитектора  Де-Лазари. Это несуразность. Кандидат на должность мирового посредника не имевший никакого отношения к архитектуре Николай Николаевич Де Лазари жил в Лиде с женой с ноября 1866 г по август 1867. Он присутствовал при освящении церкви и не более того.

Мытская Свято-Покровская церковь. Начало ХХ  ст.

Мытская Свято-Покровская церковь. Начало ХХ  ст.

Церковь расположилась на вершине холма на берегу р. Дитвы.  Сложена  из валунов,  булыжников и кирпича на известковом растворе. Состоит из 4 частей:  мощного притвора — звонницы, низкой трапезной, кубического молитвенного зала и апсиды. Силуэт церкви формируют шатровые покрытия 2-ух ярусной восьмериковой звонницы и  молитвенного зала завершенные лукоподобными головками на граненых барабанах. Стены украшены побеленными  декоративными элементами в  виде аркатурных фризов, арочных оконных проемов, килеподобных наличников, зубчатых угловых лопаток и рельефных крестов.  Огорожена церковь  каменной оградой. Живописная фактура каменной  кладки органично сочетается с окружающим пейзажем.

Священником в каменную Мытскую церковь  назначили Андрея Даниловича Пигулевского, до этого он 15 лет (1851-1866) служил в Радивонишской Анненской церкви.

 Пигулевский Андрей Данилович (1808 – 30.01.1879)- сын священника, закончил Минскую Духовную семинарию (1831), дьчок Мигнской Екатерининской церкви (1831-33), дьячок Святской Илбинской церкви Речицкого уезда (1833-37), переведен в Слонимскую церковь (1837). Рукоположен в дьякона Слонимской церкви (1840), назначен обучать казенных крестьянских мальчиков в сельские писаря (1842-44). Утвержден дьяконом при Слонимской соборной церкви (1844). Рукоположен в священники Радивонишской церкви (1851).

На содержание священнослужителя полагалось из казны 100 руб  ежегодного жалования.  В 1869 г. в доме волостного правления было открыто Мытлянское народное училище,  А. Д. Пигулевский  обучал детей  Закону Божьему, получал за это дополнительно  25 руб.

В феврале 1871г. отец Андрей отпел генерал-майора Жеголова, который  был захоронен у южной стены  Мытской церкви. На чугунной плите надпись «Памяти объ своемъ отце генералъ-майоръ Жеголовъ воинъ с 1806 г умершем въ  1871 г. 28 февр. на 83 г. жизни Посвящаетъ дочь Ольга. Эпитафия  «Прохожiй ! Уважи эту память и посвяти свой вздохъ за упокой погребенного здесь ближ. Своего». Надпись на кресте: «посвящает внук Иван Жигалов деду своему Тимофею».

 

Могила генерала Жегалова. Фото Н.М.Волынец

Могила генерала Жегалова. Фото Н.М.Волынец

Могила генерала Жегалова. Фото Н.М.Волынец

Могила генерала Жегалова. Фото Н.М.Волынец

Жегалов (Жигалов) Тимофей Иванович (1779-28.02.1871)  служил в Эстляндском егерском полку, 21.12.1832 г подполковник Жегалов был награжден орденом Святого Георгия 1У степени. 23.10.1837 был назначен командиром 10-го Новоингерманландского полка. Полк в 1837-1844гг дислоцировался  в Гродненской губернии, Вильно, Польше и Молдавии. После 6 лет беспорочной службы 16.03.1844г по состоянию здоровья был уволен в отставку в звании генерал-майора. У Т.И.Жеголова было три сына: Петр Тимофеевич 1838 гр., Александр  Тимофеевич 1847 гр., Иван Тимофеевич и дочь Ольга Тимофеевна. Петр Тимофеевич и Александр Тимофеевич Жегаловы дослужились до генеральских званий. Внук генерала Иван Жигалов в начале ХХ века владел расположенным поблизости имением Касперово.

В каждом народном училище, в Лидском уезде их было 26, наряду со священником полагался наставник. Наставники-учителя обучали  детей чтению, письму и арифметике.  При нехватке наставников  в народные училища  назначали временно  выпускников  Литовской духовной семинарии. По одному учебному году отработали  в Мытлянском училище  Петр Лавринович (1873/74) и Павел Очановский (1874/75). Денежное содержание наставника  было  небольшим -75 руб. В 1875 г. крестьянское общество  увеличило  содержание  в 2 раза, два учебных  года учила детей Любовь Викторовна Королева (1875-77). В 1877/78 учебном году  30 мальчиков обучал выпускник Молодечненской учительской семинарии Константин Павлович Чернявский.

Жизненный путь Андрея Даниловича Пигулевского закончился  в начале  1879г. На погосте Мытской церкви стоит скромный памятник с надписью:  «Вечная память здесь почивающему Священно- iерею Святаго храма сего Андрею Пигулевскому. Скончался 30 января 1879 г».

Памятник на могиле иерея А. Пигулевского. Фото Н.М.Волынец.

Памятник на могиле иерея А. Пигулевского. Фото Н.М.Волынец.

Андрея Пигулевского сменил священник Николай Кустов (1879-86). Он также  обучал детей в народном училище, в 1883г. открыл  школу грамоты в д. Новоселки. Вместе с ним Закон Божий католического исповедания в 1879-84 гг. в Мытлянском народном училище преподавал пробощ Белогрудского костела Валериан Пиотровский. Учителями работали  выпускник Молодечненской учительской семинарии  Василий Иванович Генварев (1878-81), имевший 8-летний опыт преподавания в Зблянах, затем Иван Онуфриев Мороз (1881-83).

В последующие годы священниками Мытской  Покровской  церкви служили Николай Протасевич (1887-90) и Константин Савич (1892-94), они же были законоучителями в народной школе, где  учителями  трудились  Николай Миронович (1887), Александра Маркович (1890), Александра Миронович (1891-92), Степан Лянцевич (1892-99), Николай Бойко, Александр Тропило (1906).  Жалование учителю  — 150 руб.  и квартира представлялись из средств крестьянского общества.

В начале 1890-х годов к православной церкви были приписаны 828 верующих (395 мужчин и 433 женщины). За полвека после Полоцкого собора  количество прихожан возросло втрое.

В 1892 г выпускник Литовской духовной семинарии священник Мытской церкви Константин Савич (служил в 1892-94) в «Литовских епархиальных ведомостях» поместил  статью о мытской старинной иконе  Божией Матери, именуемой в народе «Колыховскою». Образ был небольшенький (22х13.2 см), но ценный:  «на холсте,  в деревянных рамах, покрытых листовым золотом. На образе риза серебрянная извне позолоченная весом 150.5 г, над нею 2 короны, обе серебрянные- первая 43 г, вторая 21.5 г».

Согласно легенде,  изложенной К.Савичем, икона приплыла по р. Дитве к городищу, названным впоследствии Мыто. Когда икона плыла по реке, то как бы колыхалась (качалась),  отсюда и получила наименование Колыховской или Колыхановской. Некий пастух  ударил по ней бичом, на лице ее появились два кровавых пятна, оставшихся навсегда. На городище была построена небольшая  каплица, в которой  был помещен образ.  Впоследствии икону перенесли в Мытлянскую церковь и разместили в алтаре, в горнем месте. Когда каменная церковь была завершена, образ был поставлен в углу левого клироса. Местные христиане  верили в чудодейственную силу этой иконы. В 1870-х годах в некоторых деревнях прихода свирепствовала холера, после усердной молитвы эпидемия прекратилась, в  Мыто не было ни одного случая  заболевания.  Икона  со временем заметно  обветшала. Прихожане  собрали 120 рублей на реставрацию. Виленский мастер Зимодро в 1893г обновил икону и создал к ней киот (высота с крестом 5 аршин и 5 вершков — это 377см). Киот поставили на видное место, он «составил величественное украшение храма». Чиновник из Петербурга Бунаков пожертвовал посеребренный подсвечник стоимостью в 30 рублей, а на деньги, жертвованные крестьянином Яковом Гумбаром, была приобретена  позолоченная тройная лампада стоимостью 18 рублей.

Освещение киота состоялось 21 марта 1894г., после заутрени, при большом стечении народа пропевшего после проповеди священника молитву:  «Под твою милость прибегаем».

Возможно, что все было значительно проще. Униатскую церковь в Радивонишках основал в 1696 г. дворянин по фамилии Колховский. Он же подарил в основанную им церковь икону. Икону назвали по имени дарителя. Когда икона попала в Мыто, смысл первоначального названия забылся, появился легендарный.

После Константина  Савича в церкви служили Николай Виделибский (1895-99), впоследствии в 1900-10гг. служил в Гончарской церкви; Иосиф Куницкий (1900-02), открыл школы грамоты в Заполье (1900), Косиловцах (1901) и Поречанах (1901), в 1903 г переведен в Глубокскую церковь, где служил до начала Первой Мировой войны;  Михаил Бирюкович (1903-10), и очень недолго Михаил Соколовский (1911).  30 октября 1911г постановлением Епархиального начальства  М. Соколовский был уволен от занимаемого места, а 18 ноября «запрещенный в священнослужении священник Мытской церкви»  Михаил Соколовский определен псаломщиком Ильинской Иосифовской церкви Вилейского уезда.

В Мытской церкви была открыта вакансия с жалованьем  в 400 рублей, землей в 37 десятин и постройками. Постройки  были плохонькие. В 1913 г. построен новый церковный дом, в котором жили и служили в церкви два предвоенных священника: Владимир Круковский (1913-14), переведен в Покровскую церковь в Собакинцы и Иосиф Щербицкий (1914-15).

Мытская церковь. Снимок 1915-1918 гг.

Мытская церковь. Снимок 1915-1918 гг.

В 1915 г. в связи с наступлением немецких войск  православные священники по распоряжению епархиального руководства покинули приходы и выехали вглубь России. Тогда же были закрыты народные училища.

26 немецких солдат перед Мытской церковью. Снимок сделан в июне 1918 г.

26 немецких солдат перед Мытской церковью. Снимок сделан в июне 1918 г.

В межвоенное двадцатилетие (1920-39) юридическое положение православной церкви регулировалось «Временными правилами об отношении правительства к православной церкви в Польше» от 30.01.1922 г. Синод в срочном порядке утвердил переводы литургических текстов и разрешил вести богослужения  на польском языке.

В 1921г священником Свято-Покровской церкви был Анатолий Кирик, должность псалмиста исполнял его брат Владимир Кирик. С 1 июля по 31 декабря 1921г. в церкви крестили 30 душ:  17 мужского пола, 13 женского.  Больше всего было детей из Моньковцев -прежнее название Радивонишек(8), Косиловцев (4), Поречан (4), Голдово (4), по 1-2 ребенка из Новоселок, Мыто, Далеких, Цвербут, Бильтовцев, Пясок, Шемяковщизны.  18 сентября венчались  Михаил Михайлович Холевинский и Екатерина Ивановна.

В 1922 г было крещено рекордное количество младенцев за все годы существования Свято-Покровской церкви – 35 мальчиков и 26 девочек, крестили своих детей  также из Репник, Моховичей, Полут, Заполья, хуторов Манцевщизна и Под-Вяз. В Мыто родился один младенец Владимир Алексеевич Колос.  С 1924г. собственного священника в Мытской церкви не было, на приход приезжали священник Шимон Шукалович и псалмист Дмитрий Слауто из Лебедской церкви,  священник Владимир Кирик из Лидской церкви или Иоанн Курьян и псалмист Сергей Шведко. Метричные книги  начинают вестись на двух языках — польском  и русском. В 1924 г крещены 22 ребенка с удивительным соотношением -17 девочек и только 5 мальчиков. В 1925 г соотношение выравнивается до обычного 16 мальчиков и 20 девочек. 28 февраля 1925 г временное  заведование Мытским приходом поручено настоятелю Радивонишской церкви выпускнику Виленской духовной семинарии 1923 г Иоанну Курьяну. Должность псаломщика исполнял С.Шведко, церковным старостой  был Михаил Холевинский.  С  февраля 1925 года церковные службы в Мытской церкви исполнял Григорий Коршун. В мае прихожане Мытской церкви Волынец А., Лещинский,  Николайчиков М. и Николайчиков  И. подали прошение об оставлении за православными Мытского храма. В августе были оплачены церковные налоги: подушный -28 злотых 20 горшей, персональный -2 злотых 40 грошей, единовременное пособие от церквей -19 злотых, на Виленскую семинарию -4 злотых 22 гроша.

Православие в 1920-30-е годы притеснялось. В школах детям внушали, что посещение церкви является грехом. Костел запрещал смешанные браки — иноверцы должны были принимать католичество. Православные  не имели права крестить детей в католическом костеле.  Были секуляризованы (изъяты) в пользу Польского государства церковные земли православных приходов. У Мытской церкви отобрали в 1927г церковную землю площадью  около 50 га.  С 1930 г вся документация в православных храмах велась только на польском языке.

С 22 декабря 1928г по 15.09.1930 псаломщиком  церкви  был Александр Владимирович Гоголушко (1909-1998), впоследствии псаломщик Лидской Св.Георгиевской церкви (1934-38), иерей Радивонишской церкви (1946-1950). В 1930-31гг службы проводил иеромонах Иоанн Мысливец. В 1930 г крещены 20 младенцев (13 мальчиков, 7 девочек), в 1931 – 22 младенца (8 мальчиков, 14 девочек). В 1932г. священник Виктор Пыск крестил 28 младенцев (12 мп, 16 жп):  14 из Поречан, 6 из Косиловцев, 4 из Новоселок, по одному из Бобовцев, Репник, Тарновщизны и фольварка Колвишки.  По  клировой ведомости 1933 г при церкви имелись церковный дом и хлев, по штату полагались пробощ и псалмист с дотациями -50 и 20 злотых.  Администратор Никифор Пыск 1905 гр. из д. Бильцевичи Вилейского повета, был награжден набедренником. Псаломщиком был  Петр Ильич Хрищанович, церковным старостой Федор Шитковский. За год получено 220 злотых дохода. Требовался капитальный ремонт крыши.

В 1936-37гг службы проводил Антоний Зубович, в 1938 –Александр Яворский.  Крещены в 1936г. 33 младенца (17 м.п., 16 ж.п.), в 1937 -16 (7 м.п., 9 ж.п.), в 1938 -29 (17м.п., 12 ж.п.) –резкое преобладание мальчиков считалось признаком  приближающейся войны. Крестили младенцев в 1938г из Новоселок(8), Косиловцев (6), Поречан (5), Мыто (4), Бобовцев (2), Ольжева, Малого Ольжева, Тарновщизны, Репник по одному.

Рождаемость  в межвоенные годы  заметно превышала смертность.

Табл 1. Рождаемость и смертность  по мытскому приходу.

Годы 1921 1922 1923 1924 1925 1930 1931 1932 1936 1937 1938
Бракосочетания

(пары)

    4 12   11  8    2  9 11
рождаемость 30 61 12 22 36 20 22 28 33 16 29
смертность 13 30  7 17 15       20 10  8

Немецкие оккупационные власти  в 1941-42 гг. восстановили значимость православной  церкви. Строго запрещалось работать в выходные дни. Предписывалось отмечать все религиозные праздники, носить на шее кресты, креститься до и после приема пищи, в каждом доме иметь иконы. Священники должны были быть белорусами и вести службы на белорусском языке.

1.01.1943г скончался настоятель церкви иерей Дмитрий Лебедев. Захоронен на погосте, стоит памятник: «Здесь покоится прах настоятеля Мытской церкви священноiерея Димитрiя Лебедева. Ск. 1/1 1943 г. на 49 г. ж. Незабвенному и дорогому папочке от Тамары». 

Памятник иерею Д.Лебедеву.

Памятник иерею Д.Лебедеву.

В  1943-44 гг. в здании церкви в особых случаях ночевали советские партизаны Старостин, Кудош и Конахович. В 1946г. исполнял службы Иван Малышко, с  января 1951г. по 1955г.- священник Радивонишской церкви Петр Васильевич Гоголушко. Церковь относилась к Жолудокско-Лидскому Благочинию. Кассир Гумбар и счетовод  Холевинский вели учет поступлений. Приход  за 1951г составил 3239 руб.,  за 1952 г. – 3013 руб., за 1953 г. – 1868 рублей. Продавали свечи, иконки, крестики, венчики, проводили кружечный сбор. Основной доход от свечей. Кружечный сбор был небольшой — от 1 до 100 руб.

16 ноября 1961г. решением № 349 исполком Лидского районного Совета депутатов трудящихся закрыл  Мытскую церковь  и передал  здание колхозу им. Верховного Совета  для использования по усмотрению правления колхоза.  Основание к закрытию:  «количество верующих, посещавших Мытскую церковь с каждым годом уменьшается, в результате чего Мытская церковь на протяжении более трех лет не действует, здание находится без присмотра и приходит в негодность».   Подписали решение  председатель Исполкома   И. Беспалых и секретарь Исполкома  М. Григорьева.

Мытская церковь. Снимок 1990-х годов.

Мытская церковь. Снимок 1990-х годов.

33 года  здание церкви использовалось как складское помещение. Обновлена церковь стараниями прихожан, большой вклад в открытие внесли Волынец В.М., Бояркин Б.С. Кирьянович А.Ч, Вакульчик А.Д.  26 ноября 1994 г. церковь была освящена епископом новогрудским и лидским Константином. Некоторые иконы Мытской церкви были вывезены в Голдовскую церковь, ни одна из них, в том числе Колыховская, не вернулись.

Мытская церковь 2006 г.  Фото Л.Л.Гарцуев

Мытская церковь 2006 г. Фото Л.Л.Гарцуев

Мытская церковь 2006 г.  Фото Л.Л.Гарцуев

Мытская церковь 2006 г. Фото Л.Л.Гарцуев

Мытская церковь 2006 г.  Фото Л.Л.Гарцуев

Мытская церковь 2006 г. Фото Л.Л.Гарцуев

Мытская церковь 2006 г.  Фото Л.Л.Гарцуев

Мытская церковь 2006 г. Фото Л.Л.Гарцуев

Мытская церковь. Фото Т.М.Никифоровой.

Мытская церковь. Фото Т.М.Никифоровой.

Молельный зал.  Фото Н.М. Волынец

Молельный зал.  Фото Н.М. Волынец

 Первоисточники:

Акты,  издаваемые  Виленской  комиссией  для  разбора  древних  актов.  Т. 15. Декреты Главного Литовского трибунала. Вильна. 1888. С. 283, 313.

Литовские Епархиальные Ведомости. 1866 г. № 24. С.1005.

Metryka Litewska. Rejestry podymnego Wielkiego Księstwa Litewskiego. Województwo wileńskie 1690 r . Warszawa. 1989. S.211.

Памятные книжки  Виленского учебного округа на 1874 -1898/1899 учебные годы.

Памятные книжки Виленской губернии на 1867-1915 гг.

Савич К. Село Мыто и Колыховская икона Божией Матери // Литовские Епархиальные ведомости. № 39. 1893. С.328-329.

Черепица В.Н. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине (с древнейших времён до наших дней). Монография: часть II. Гродно. 1995. С.125-127.

Лидский архив. Ф.604. Д. 412. Сведения о закрытии Мытской, Белицкой, Бобровской и Радивонишской церквей и передаче их зданий под школы (1961).

НИАБ в г. Гродно Ф.922. Оп. 1. Д. 1б.

НИАБ в г. Гродно Ф.922. Оп.1. Д.5.

НИАБ в г. Гродно Ф.922. Оп.3. Д.9, 15, 17, 24, 27, 53.

НИАБ в г. Гродно Ф.922. Оп.4. Д.3.

LVIA.Ф.605. Оп.8. Д. 1295. Главная церковная и ризничная опись Мытской Свято-Покровской церкви  1854 года.

LVIA.Ф.605. Оп.8. Д. 1330. Дополнительная церковная и ризничная опись Мытской Свято-Покровской церкви  1859 года.

LVIA. Ф.634. Оп.3. Д. 483. Мытлянская церковь, б/д.

Авторы:  Старшие  научные сотрудники Лидского историко-художественного музея  Сливкин В.В.  и Волынец Н.М.

 

 

 


Отзывов пока нет

Оставить комментарий

Все поля обязательны для заполнения.

Вы можете использовать HTML теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>