Основание города Лида

8:15, 31 Август 2011

2802


История города

Основание Лиды.

С тех пор как занялся историей родного города постоянно встречаю разные даты его основания Вот и сейчас на Lida.info промелькнула очередная дата — 1188 г., да и место для древнего города нашли — на Заречьи.

В очередной раз вынужден обратиться к этому вопросу. Только заранее следует оговорить одно очень важное обстоятельство – в Истории принято датой основания поселения (деревни, поселка, города) считать год первого письменного упоминания. До этого момента поселение могло существовать несколько тысяч лет. Как, например, Белица. Но первое письменное упоминание Белицы относится к 1377 г., и ничего тут не поделаешь. Большинство городов Беларуси имеют установленную еще в ХIХ веке дату основания, и для того, чтобы ее изменить, нужны убедительные доказательства. На Гродненщине в конце ХХ века это удалось совершить краеведам двух городов — Лиды и Волковыска. Волковыск всегда считался городом 1252 года рождения, под этой датой он упоминается в Волынской летописи. Кто-то обнаружил упоминание Волковыска в рукописном патерике «Туровской епископи заветъ блаженного Владимира», и решением сессии городского Совета в 1994 г. постановили считать датой появления города 1005 год. В сентябре 2005 года Волковыск отметил свое тысячелетие. Дата основания Лиды погуляла в интервале от 1180 г. до 1380 г. Остановилась на 1323.

Почему 1323 г? Прежде всего потому, что среди историков существует уверенность, что именно в 1323 г. был заложен Лидский замок. Об этом, вроде как, написал в своей Kronikе М.Стрыйковский, и так пишут все энциклопедии. Пишу «вроде как», поскольку этого текста не видел. Когда замок начали строить, то и город заложили, не могли же строители жить поодаль. После того, как замок построили – а это крупное сооружение с более чем 100 бойницами и четырехэтажной башней — в замке появился гарнизон. А гарнизон поить-кормить нужно: жито сеять, жать, молотить, мёд варить, скотину пасти, охоту вести, дрова заготавливать. Разделять Лидский замок и Лиду никак не получается.

Первое письменное упоминание города Лиды относится к 1330-м годам. Оно известно из Kroniki М.Стрыйковского и Хроники литовской и жмойтской: «Тых всъх сынов за живота своего порядне подълив панствами удълными, забъгаючи внутрней домовой незгоды, абы по смерти его сынове братерской не розливали милости межи собою и не воевалися з собою о панство, але абы кождый на своем преставал удъле. А подълил их тым способом: Монтвилови старшому Керново и Слоним з волостями их назначил; Наримунтови Пинско зо всъми околичностями над Припетю ръкою, ажь до Днепра, Олгердови Крево замок, которого ся панство ростягло ажь до Барчи реки ку всходу слонца идучои, а ижь мъл Олгерд границу з княжатем руским витебским, бо понял у его дочку единачку именем Ювианию, по которой мъл в посагу все князство Витебское, которого князства панство ростягълося от ръки Березины аж до ръки Угри в Москвъ (по которой был потом Витолт, сыновец Ольгердов, границу литовскую з Василием, великим князем московским, и его потомствы заложил, о чом будет нижей). Кестутови Троки Старые зо всъм князством Жомойтским, з Городном и Ковном, Упитом и Лидою, аж до Подляша при границъ пруской идучие; Кориатови Новгород князство з Волковыйском и Мстибоговом, которое князство тягло до Случи ръки; Любарт зас же понял был в стан малженский у Володимера, князя володимерского и волынского, дочку, мъл часть с посагу на Волыню, а по смерти Володимъра взял князство Володимърское все, Луцкое и Волынское; Евнутови, меншому сыну, в котором ся Гедимин найлъпше от всъх сынов кохал, по смерти своей всю зверхность Великого князства Литовского, Руского, Жомойтского над братиею злъцил и записал, и Вилню мъсто, столицу Великого князства Литовского, з замками отдал, также Ошмянские, Волкомирские и Браславские отдал ему повъты. А так, всъх сынов своих великий князь Гедимин подълил панствами своими». Любой из оппонентов может проверить точность изложения завещания в 32- м томе Полного собрания русских летописей на стр. 41. Данный том издан в Москве в 1975 г.

Гедимин погиб в 1341 г., завещание, как вытекает из текста летописи, было составлено задолго до его смерти («за живота своего порядне»). Порядне – слово неопределенное, от пары лет до пары десятилетий. Как бы там ни было, в 1330-е годы Лида уже существовала.

В завещании перечислены шесть княжеств: Витебское, Жомойтское, Новгород князство, Володимерское, Луцкое и Волынское: три повета: Ошмянский, Волкомирский и Браславский и 11 населенных пунктов: Керново, Слоним, Пинско, Троки Старые, Городно, Ковно, Упит, Лида, Волковыйск, Мстибогов, Вилня и Крево-замок. Лида упоминается не как Лида-замок и не как центр повета, а как город, равный Городно, Ковно и Вилне (Гродно, Каунасу и Вильнюсу). Таким образом, в момент составления завещания Лида была городом.

Проблема заключается в том, что Kronika М. Стрыйковского и Хроника Литовская и Жмойтская написаны в 16 столетии. В тексте использованы понятия 15- 16 веков: волости, поветы, упоминается договор Витовта и Василия I на р.Угре в 1408 г. С другой стороны придумывать завещание никакого резона не было, уделы так и были распределены между сыновьями Гедимина. Можно думать, что Хроники опирались на какую то более древнюю летопись.

Вторая письменная дата относится к 1370-м годам. Лида упоминается во всех белорусско-литовских летописях: Академической, Археологического сообщества, Виленской, Евреиновской, Литовской и Жмойтской, Ольшевской, Румянцевской, Быховца, Красинского, Рычинского, и во всех монографиях по средневековой истории Белоруссии, Литвы, Польши и России, в том числе в 18-томной «Истории России» С.М. Соловьева, благодаря человеку по имени Войдыло.

Войдыло в юности попал в Дом Великого князя Литовского Ольгерда. Сначала был пекарем, затем постельничим, потом подчашим — подавал воду, наконец, стал личным секретарем. В начале 1370 -х годов Ольгерд дал ему в держание Лиду и определил в боярство: «дал был ему Лиду дръжати, и повел его у великых» (ПСРЛ. Т. 32. М. 1975. С.141). Ольгерд умер в мае 1377 г. Его сын Ягайло, унаследовавший Великое Княжество Литовское «два года или чуть больше спустя» (ПСРЛ. Т.35. М.1980. С.85) выдал замуж за Войдыло свою родную сестру княжну Марию и сделал его своим Советником. Из холопов да в князья, ни один историк это событие пропустить не мог.

А теперь о других датах, предположениях и фантазиях. Разброс мнений среди писавших об основании Лиды- с X по ХIV век, чаще других упоминаются 1180 г, 1242 г., 1380 г., вот и новый мелькнул -1188. Мнение – не факт. Тем не менее, подумаем- поразмышляем.

Археологи, которые работали в Лиде в 1970-80-х годах, М.А.Ткачев, Я.Г.Зверюго, О.А.Трусов, А.К. Кравцевич не выявили ни одного артефакта древнее Х1У века. Хотя, стоп, был маленький крохотный обломочек от ножен викинга, который датирован 9 столетием. Он был обнаружен археологом А. Квятковской на глубине 1,5 м вблизи завода пищеконцентратов. Но кусочек такой маленький, находка такая случайная, да еще от оружия – мало ли кто здесь с оружием шлялся. Завоевателей по нашим землям прошло неисчислимо.

Теоретически поселение на месте современного города могло возникнуть очень давно и даже до нашей эры. Постоянно в городской черте нахожу кремневые орудия труда и древнюю керамику вблизи небольших водотоков. Давным -давно, может быть еще в 7 столетии до Рождества Христова, пришли балтские первопроходцы на место, где ныне располагается центр города, и обнаружили вытянутую, относительно узкую (400-700 м) сухую полосу сосново-елового леса, окаймленную топкими непроходимыми долинами двух речушек. У их слияния они обнаружили родник с чистой водой. Речку, что была покрупнее, назвали Лидекой (lydeka — щука с литовского), как-то назвали и приток, но первоначальное название было забыто, сохранилось последующее славянское — Каменка. У родника возникло небольшое поселение с постройками из вырубленного леса, которое получило название Лида (lida на литовском — вырубка, участок, раскорчеванный от леса). В белорусском языке существует аналогичное слово «ляда» — делянка вырубленного леса, кустарника, пустошь, высека, место в лесу, расчищенное под посев или сенокосное угодие. В республике 14 поселений родившихся от слова «ляда» — Ляда, Лядо (2), Ляды (4), Лядец, Лядно, Лядины, Лядск, Лядовичи, Каменная Ляда, Старое Лядно. Лида на Лидеке – в переводе с литовского означает Лесная Вырубка на Щучьей реке.

1180.

Самой «глубокой» датой предположительного основания Лиды является 1180 год. Польская «Wielka Encyklopedia powszechna» не сомневается: «Лида заложона около 1180 року». На этой же точке зрения стоят литовские энциклопедии: «Манома, кад Лида прадэйо куртис XII амжиуйе». И Гамбургская немецкая и российская Брокгауза и Эфрона: “Есть мнение, что город основан после после опустошения в 1180 г Дайновского княжества”.

Западные энциклопедии поверили уроженцу и патриоту Лидского повета, историку Теодору Нарбуту. У него к пятому тому его «Истории Литовского народа», который был опубликован в 1839 г., приложено небольшое 4-страничное сочинение «Соkolwek z historyi miasta Lidy. — Немного об истории города Лиды». Начинается оно следующей фразой: «To miejsce, po zawajowaniu Xieztwa Dejnowskiego, okolo r 1180 w ktorem lezalo, est osada litewska; poniewaz Lida, znaczy trzebiez, pole z lasu oczyszczone» — Этот город, после завоевания княжества Дейновского, около 1180 г. в котором располагался, поселение литовское, так как Лида обозначает вырубка, поле, очищенное от леса».

Фраза двусмысленная. Добавлю, Т.Нарбут в Дополнениях к 3 –му тому своей «Истории…» опубликовал хронологические таблицы, в которых указаны даты основания литовских городов Вилкомира (1025), Ковно (1030), Кернова (1035), Старых Трок (1045) и т. д.- до 1248 года. Лиды там нет.

И княжества Дейновского никогда на нашей Лидской земле не было. Чтобы не углубляться в этот вопрос отправляю к статье «Да пытання лакалізацыі Дайнаускага княства», которую я опубликовал в «Лідскам летапісце» № 50.

Неясное по смыслу предложение со временем преобразовалось в утверждение о появлении Лиды в XII веке. Его упорно отстаивает Владимир Ксендз.

1188.

Полагаю, что это простая описка, имели в виду 1180.

1242.

Будто бы в 1242 г. татаро-монголы прорвались на Литву и князь Миндовг отбил их нападение под стенами Лиды. Об этом в разных варитациях писали Федор Евхимович Нарбут и Адам Карлович Киркор. Например, в третьем томе «Живописной России» (1882): «Время тогда было страшное для Руси. Несмътные полчища ихъ (татаро-монголов- ВС), предводимыя Балкалаемъ, или Балаклаемъ, двинулись на съверо-западную Русь и на Литву. … Миндовгъ зналъ об этомъ, онъ собралъ свои дружины, вызвалъ подвластныхъ ему князей и съ сильною ратью пошелъ на страшного врага. Они встрътились на пространной равнинъ въ окрестностяхъ Лиды (въ 45 верстахъ къ съверо-западу). Монголы были разбиты на голову. Мъсто это и до сихъ поръ называется Шейбакъ-поле, ибо вождем Монголовъ былъ Шейбакъ, родственникъ Батыя. Это было в 1242 году» (с.75). «Достойна примъчанiя также мъстность, называемая Шейбакъ-поле, близъ м. Василишекъ, гдъ происходила кровавая битва литовско-русскихъ князей съ Шейбакомъ, полководцемъ Батыя, въ 1242 г., и гдъ погибъ последнiй»(с. 170).

В одном случае А. Киркор говорит: «въ окрестностяхъ Лиды», в другом «близъ м. Василишекъ» и оба раза он говорит о географическом положении Шейбак-поля.

Т. Нарбут тоже упоминает Шейбаки, как место сражения хана Шейбака, брата Батыя, но против князя Ердзивилла.

Деревня Шейбакполе

Деревня Шейбакполе расположена на узком междуречьи между заболоченными долинами речушек Жужма и Лебедка. Места для серьезного конного сражения там маловато.

В историко –экономическом очерке «Лида», изданном в 1976 г. под редакцией В.П.Верхося и Н.И. Поповой сюжет о битве приобретает новый оттенок: «Видел город у своих стен и татар. В 1242 году литовский князь Миндовг отразил их нападение у Лиды».

Монголы А Киркора превращаются в татар, у Лиды появляются стены, а событие перемещается на 45 верст к юго-востоку. Большая Советская энциклопедия последовала за А. Киркором: «Лида основана в 13 столетии».

В книге «Молчаливые свидетели прошлого» Э.А.Левков возродил киркоровскую легенду, заменив Миндовга на Ердзивилла и дополнив красочными деталями: «…в деревне Шейбаки Щучинского района находился валун, чуть ли не с картиной-историей. На нем были изображены голова человека, конская голова, лук, стрелы. Все это сопровождалось непонятной надписью. Согласно преданию, этот камень – память о великой победе: именно тут князь Ердзивилл разбил в 1242 году одного из батыевских полководцев. Еще в прошлом столетии (XIX веке) глыба понравилась местному пану, который не понимал значения таких документов. Он приказал ссечь рисунок и поставил камень на могиле своей жены…».

В наши дни легенда просочилась в Интернет. Безымянный автор (Cube, Забытая победа 1242 года.- http://secret-r.net/forum) опираясь на текст Э.А.Левкова, пытается доказать, что князь Ердзивилл «действительно жил в 1242 году и был успешным полководцем и военным предводителем наших предков, ятвяжским князем». И что битва была на Шейбакполе, и что названия соседних деревень Шейбаки, Битевцы, Воейковцы и Бояры прямо указывают на битву. И наконец, ударный момент- сообщает, что в Казани издается журнал «Из глубины столетий», в котором в 1997 г. было написано: «В 1242 году на Беларусь и Литву двинулись многочисленные полки, ведомые ханом Балаклаем. Тогдашний великий князь литовский Миндовг вывел навстречу пришельцам сильную рать. Кровопролитная битва произошла в сорока пяти верстах к северо-западу от Лиды (город в Гродненской области), возле села Василишки. Кочевники под предводительством одного из военачальников Балаклая, Шейбака, были разбиты…». Вот и вернулись назад к А. Киркору. Казанские ребята прочитали в «Живописной России» абзац о Шейбакполе и тиснули в своем журнале, как событие действительно имевшее место. Сомнительная во всех отношениях битва попала в «Летопись воинской славы».

Зададимся простеньким вопросом — могло ли быть сражение на Шейбакполе в 1242 году? Что для этого нужно? Чтобы один из туменов Батыя, который в тот год громил богатые Венгрию, Хорватию, Далмацию, через Польшу или Волынь выдвинулся в белорусские болота. Волынская летопись, в которой достоверно описаны события, происходившие в эти годы на Волыни, о 1242 г. говорит конкретно: «Не бысть ничтоже. -Ничего не было».

А что касается Шейбаков и Шейбакполя, то эти топонимы можно объяснить попроще.
В конце ХIV века, в Литву из Степи бежал хан Золотой, Белой и Голубой Орд Тохтамыш. Бежал не один, в сопровождении многочисленного окружения. Витовт дал ему Лиду и окрестности. Затем Витовт и Тохтамыш сходили под Азов, привели оттуда пленных перекопских татар и расселили в Виленском крае. В 15-16 столетиях отличившимся татарам давали земли с крестьянами. Так появились Шейбаки, Татарцы, Долматовщина, Кизилово, Ордаши, Асаны. Наряду с Шейбакполем в Гродненской области имеются деревни с названием Адамполе, Головичполе, Либерполь, Петраполь, а еще Дужее Поле и Военполье. На каждом из них битва была ? – с Адамом, Либером и Петром ?

1380.

Инициатором считать 1380 г. годом основания Лиды был, вероятно, А. П. Пьянков, один из авторов “Гісторыі Беларускай ССР«, изданной в Минске в 1961 г. Эта же дата была повторена авторами “Гісторыі БССР«, изданной в 1972 г, затем белорусскими энциклопедиями — БелСЭ і ЭЛіМБ. Ссылались при этом на недатированный «Список русских городов дальних и ближних»: «А се имена всем градом русым далним и ближним…А се польскии… А се литовьскыи: Случеск. Городец на Немне. Мереч. Клеческ. Кернов. Ковно. Вилкомирье. Моишогола. Вильно, 4 стены древены, а 2 каменны; а реце 2: Велиа, Вилно. Трокы Старыи каменны. А Новыи Трокы на езере 2 стены камены. А вышнии древян. А в острове камен. Медники камен. Крев камен. Лошеск. Голшаны. Березуеск. Дрютеск. Немиза. Рша камен. Горволь. Свислочь. Лукомль. Логоско. Полтеск на Двине и на Полоте деревян. А святая Софиа каменна о седми версех. Видбеск, 3 стены камены. А река Видба и Двина. Новыи городок Литовьскыи. Оболчи. Лебедев. Борисов. Лида. Пуня. Любутеск. Перелаи. Родно. Менеск. Мченеск. Ижеславль». Список, по мнению известного российского исследователя М.Н.Тихомирова, составлен не ранее 1387 г. и не позднее 1406 г.

Именно на этот список опирались минские ученые, когда лидским властям в 1980 г. пришлось отступить от даты 1180 г. и согласиться на 1380- й. Знали ли они о завещании Гедимина ? Знали, но время было такое, партия говорила «надо» – историки говорили «есть». Один из них, автор статьи “’Калі заснавана Ліда?«, ныне доктор исторических наук А.П. Грицкевич, признавая, что замок начали строить в 1323 г., и что по завещанию князь Кейстут должен был получить Лиду, привел такие доводы:
— при последующих перечислениях Кейстутовых владений Лида не упоминается;
— в середине 14 столетия ни одна из летописей про Лиду не упоминает;
— археологические раскопки древнюю Лиду не нашли.

Два других исследователя, присягнувшие под датой 1380 г., Адам Мальдис и Вячеслав Чемерицкий (“Лідзе хутка шэсцьсот” газета “Уперад”ад 17 лютага 1979 г.), ныне очень известные люди, поступили еще проще, они сделали вид, что завещание им вроде как неизвестно, не читали они такого. Всё остальное читали, а вот завещание не попалось. И сдвинули строительство Лидского замка на времена более поздние. «Не вытрымлівае крытыкі і наступная дата- 1323 год. Праўда, яна указана вядомым польскім храністам М.Стрыйкоўскім. Але не пацвярджаецца летапісамі і іншымі крыніцамі. … Да таго ж Стрыйкоўскі, пры ўсіх яго заслугах, часта быў недакладны, адвольна датаваў гістарычныя падзеі… Відаць, лідскі замак быў пабудаваны ўсё ж крышку пазней…”.

Надежда Ивановна Попова, бывший первый секретарь горкома партии, инициатор празднования 600-летия города рассказала мне как это произошло: «В словаре Брокгауза и Эфрона написано, что Лида основана в 1180 г., и мы собирались отметить 800 -летие. Я стала искать подтверждение, ездила в Минск, перекопала тогда горы литературы. Заведующий отделом ЦК КПБ Павлов направил меня к доктору наук — фамилию забыла, он нам подтвердил, что город с 1380 г. Праздник нужен был для поднятия духа. 600-летие – это пиковый момент. Я не знаю ни одного другого районного центра на Беларуси награжденного орденом».

Дело прошлое. Орден «Знак почета» от Верховного Совета СССР и Почетную грамоту от Верховного Совета БССР получили, юбилей отметили, площадь 600-летия оформили, в конвертах юбилейных письма родственникам отправили. Спустя 28 лет, в 2008 г., отметили 685-летие. Замечательные были праздники; оба.

В 1999 г. в девятом томе Беларускай энцыклапедыi- официальном государственном издании поставлена точка: «Датай узнiкнення Лiды лiчаць 1323 — пачатак будаўнiцтва Лідскага замка, вакол якога паступова вырас горад». Аналогично прописано в ЭГБ, том 4, с.362: “Найб. праўдападобнай датай трэба лічыць 1323”. Должен заметить, что А.П.Грицкевич и А.В. Мальдис – члены научно-редакционного совета четвертого тома, а В.А.Чемерицкий – научный консультат. Тем самым, все трое признали, что в 1979 г. они заблуждались.

Из известных мне материалов наш город 52–ой по древности в Беларуси, и восьмой в Гродненской области, после Волковыска (1005), Новогрудка (1044), Гродно (1127), Любчи (середина 13 ст.), Слонима (1252), Турейска (1253) и Крево (1264) .

Несколько спорных тезисов:
1. Города на территории Беларуси возникали, как правило, по двум причинам:

— единовременно, когда строилось крепостное укрепление на порубежьи, иногда и внутри неприятельской территории, как центры оккупации;
— постепенно, на благодатных землях, при наличии многочисленного крестьянского населения, как центры обмена, торговли, ремесла и власти.

2. Не было вокруг Лиды ни в 12, ни в 13, ни в 14 столетиях многочисленного крестьянского населения. У нас в 14 веке было всего 4 человека на квадратный километр. Древние люди осваивали в первую очередь плодородные земли, и лишь потом -что похуже. Наши лидские земли из тех, что совсем худые. Город появился при Лидском замке.

3. Движение на Литву шло с запада и севера со стороны крестоносцев, с востока и юга — со стороны славян. Славянская экспансия шла с Приднепровья и Волыни. Славяне ставили города-крепости, поставят ряд, продвинутся вперед, еще ряд – еще продвинулись. Последний ряд очевидный – Гродно, Волковыск, Слоним, Новогрудок, эти города появились в Х-Х1 веках. Неман был серьезным рубежом, городов за Неманом, кроме Гродно и Турейска, возвести славянам не удалось.

4. На Лидскую землю славяне пришли в 12-13 столетиях, осели они на правом возвышенном берегу Немана. Докудово, Селец, Белица, Збляны – славянские поселения. За Дитвянские и Докудовские болота славяне в 13 веке не прошли.

5. Лида появилась на территории исконной Литвы. Лидская земля никогда не входила в состав Киевской Руси, в отличие от Гродненской, Волковысской, Слонимской и Новогрудской земель.

6. Литовцы и литвины настоящих городов не имели до 14 столетия. Первые литовские города – Кернов, Ковно, Вилкомир, Моишогола, Вильно, Троки Старые, Троки Новые, Медники. Большинство из них появились как крепости или рядом с крепостями. Лида и Крево из этого же ряда.

Старший научный сотрудник Лидского музея Сливкин Валерий Васильевич.

При использовании материала ссылка на сайт обязательна.


Обсуждение


  • ...

    adnnin 1 сентября 2011 в 12:40

    Один работник пивзавода проживающий с детсва на Энгельса, рассказывал что егодрузья когда то копались на месте своих огородов на калинина-стрелковского, и находили типа клада... Это возвышенное место и типа являеться самым древним местом проживания лидчан..(И сухо и река рядом)


  • ...

    Недотыкомка 2 сентября 2011 в 12:29

    ..."работнег пивзавода"-это для придания веса и правдивости ? А вот "Лидский летописец" №50 где найти?


  • ...

    сливкин 2 сентября 2011 в 18:38

    ответ для adnnin на углу улиц Калинина-Стрелковского в 16-18 веках было огромное православное кладбище, там же была церковь.


  • ...

    сливкин 2 сентября 2011 в 18:40

    ответ для недотыкомки № 50 "Лидского летописца" можно найти в музее


  • ...

    любитель 2 сентября 2011 в 21:21

    на углу улиц Калинина-Стрелковского была униатская церковь и соответсвующее кладбище... ятвеги - тема настолько серьезная, что читать надо не как минимум не лидский летописец.


  • ...

    dinoeL 3 сентября 2011 в 0:10

    Может всеже Ятвяги, а не ятвеги и поним естественно не литописец нужно читать, а напримет Квятковскую ...


  • ...

    сливкин 3 сентября 2011 в 23:14

    Любителю. Цитирую: «Коренные жители г. Лиды в древности исповедовали православие и р.-католичество. По словам Нарбута православная церковь первоначально помещалась в одной из башен Лидского замка. Церковь эта в 1553 г. была перенесена в город и освящена в честь св. Георгия Победоносца. Другая церковь в Лиде упоминается под 1524 г., а третья церковь была построена здесь в 1533 г. Церкви эти в печальные годы церковной унии были разрушены или захвачены униатами. Несмотря, однако, на гнет в религиозном отношении, - православные жители г. Лиды не утратили совершенно своей веры и при подписании королем Яном Казимиром Зборовского договора в 1650 г. добились возвращения им захваченной униатами Лидской церкви св. Спаса. В купчей крепости, выданной лидским мещанином Лаврином Павловичем Казюковичем на плацы, земля и дом, проданные им Мацею Войцеховичу и жене его Параске Федоровне 7 апреля 1630 г., упоминается Федор Гриневецкий, священник храмов Божьих, стоящих в городе Лиде, во имя Пречистой и Святого Николая, при этом ясно указывается на местоположение Пречистенской церкви при описании границ плаца: «другим же концом до самой улицы, которая идет из города Лида на Дубровну и Липнишки, идя этою улицей по дороге из г. Лиды от рынка и от замка до Пречистенской церкви по правую руку». Пречистенская церковь была расположена на том месте, где ныне стоит домик Калиновского на Заречье. (Шимелевич М. Город Лида и Лидский замок. Виленский календарь. Вильно, 1906. С.48).


  • ...

    андрей 30 августа 2016 в 11:30

    А что вы скажете на камень, т.е. булыжник с одной стороны, а с другой оплавленный ?Какая его температура плавления?


  • ...

    Унутраны ураг 30 августа 2016 в 12:06

    Всё! Дело ясное, что дело тёмное....


Оставить комментарий

Все поля обязательны для заполнения.

Вы можете использовать HTML теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>