Освобождение Лиды было 8 июля 1944 г.

11:26, 10 Август 2011

1440


История города

Освобождение Лиды.

9 июля 1944 в газете «Правда» был опубликован Приказ Верховного Главнокомандующего Маршала И. Сталина.

приказ Верховного Главнокомандующего Маршала И. Сталина

приказ Верховного Главнокомандующего Маршала И. Сталина

В этом приказе Сталина одна большая неправда — 16 частей, упомянутых в приказе, Лиду не освобождали. Архивная справка из Министерства обороны СССР № 56829 от 6 июня 1964 г. свидетельствует вполне определенно: «Непосредственное участие в освобождении города Лида принимал 3 гвардейский кавалерийский корпус (командир генерал-лейтенант Осликовский Николай Сергеевич), в составе: 5 гв. кав. дивизия (командир генерал-майор Чепуркин Николай Степанович), 6 гв. кав. дивизия (командир генерал-майор Брикель Павел Порфирьевич), 32 кав. дивизия (командир генерал-майор Калюжный Иван Прокофьевич)… Части и соединения под командованием других офицеров непосредственного участия в освобождении города Лиды не принимали».

Пехотные, артиллерийские и танковые части должны были, в соответствии с директивой Ставки, участвовать в штурме Лиды — железнодорожного узла и важного опорного пункта обороны немцев, но не участвовали.

Возможно, в генштабе не знали, что 3 -й кавалерийский корпус оторвался на два суточных перехода от поддерживающей его 31 армии (командарм генерал-лейтенант Глаголев) и представили на подпись Сталину сомнительный приказ, либо сам Сталин специально увеличил список соединений, создавая впечатление огромного количества войсковых соединений на Лидском направлении, чтобы дезинформировать немецкое командование. Как бы там не было эта ошибка или «деза» закрепилась в истории и в камне.

Обычно значительные исторические события обрастают легендами и вымыслами со временем. Взятие Лиды обросло легендарным эпосом сразу — назавтра. Созданию легендарного эпоса способствовал спецкор ТАСС К. Пухов, который из действующей армии о взятии Лиды сообщил следующее: «Подступы к городу Лида немцы обороняли с исключительным упорством… В своих показаниях пленные немецкие солдаты и офицеры говорят о том, что гитлеровское командование рассчитывало остановить наступление наших войск на рубеже Лида- Вильно… Однако стремительность и внезапность действий войск 3-го Белорусского фронта спутали планы врага. .. Развивая наступление, вчера в результате умелого маневра советская конница, танковые подразделения и пехота к вечеру ворвались в город Лида и завязали уличные бои. В течение ночи наши бойцы очищали от фашистских захватчиков городские кварталы. Большая часть немецкого гарнизона была ликвидирована. К утру сопротивление врага было подавлено, и над городом Лида взвился советский флаг. В ходе боев за город немцы понесли большой урон в живой силе и технике. Захвачены трофеи и пленные» («Правда» от 10 июля 1944 г.).

Во всех советских военных и белорусских исторических энциклопедиях, в том числе и в ЭГБ, а также в многочисленных монографиях, очерках и статьях сообщается, что Лида была освобождена 9 июля. Например: «9 июля части 3 кавалерийского корпуса во взаимодействии с другими частями овладели городом Лида, разгромив при этом основные силы 260-й пехотной дивизии противника. Бои носили ожесточенный характер. Враг, используя заранее подготовленные окопы с ходами сообщения и каменные здания с бойницами, приспособленными для стрельбы из всех видов оружия, отчаянно сопротивлялся; кавалеристам приходилось выбивать противника штурмом с гранатами в руках. Особенно упорные бои разгорелись в центре города, где враг имел много орудий и минометов, из которых бил прямой наводкой по атакующим кавалерийским частям. Однако созданные заранее штурмовые группы сыграли свою роль, и противник был разбит». (Советская кавалерия». Москва. 1984. с. 270).

А город упорно празднует свое освобождение от немецкой оккупации 8 июля. Потому что горожане хорошо помнят, когда кавалеристы ворвались на городские улицы и прикрепили флаг над зданием довоенного педучилища. Энциклопедисты продолжают переписывать друг у друга «Лида освобождена 9 июля», местная печать уверенно сопротивляется — «освобождена 8 июля». Иногда по этому поводу у мемуаристов возникает полемика.

В действительности Лида была освобождена от фашистов 8 июля в продолжение трех часов, с 16 до 19, в результате стремительной атаки двух конных полков практически без потерь.

15 мая 1965 г. в центре Лиды, в сквере по ул. Советской по проекту архитектора Юрия Никодимовича Кишика был установлен небольшой памятник освободителям города, со стеллой, на южной стороне которой был увековечен Приказ от 9 июля и выдержка из приказа Верховного от 25 июля 1944 г.: «В ознаменование успеха в боях за освобождение г. Лида 307-ой авиадивизии (командир полковник Кожемякин А.В.), 17-му (командир подполковник Шевченко М.Т.), 23-му (командир подполковник Бондарь Б.Т.) и 86-му (командир подполковник Труханов А.Ф.) гвардейским кавалерийским полкам присвоено наименование «Лидских». Тоже ошибочка. 86 -й полк не был гвардейским.

Бетонный вариант (1965-2010)

Бетонный вариант (1965-2010)

На мраморной доске была одна грамматическая ошибка: полковник Дудка, а не Дудко.

В 2010 г. стеллу из бетона заменили на гранитную.

Гранитный вариант (с 2010)

Гранитный вариант (с 2010)

При набивании текста приказа наделали уйму ошибок:
-умелый маневр конницы стал смелым маневром;
— может и правильно «генерал –майоря Брикеля», но в приказе Брикель;
— пропустили «майора Гайдаленко и войска генерал-лейтенанта Глаголева»;
— полковник Дудка так и остался полковником Дудко;
— подполковников Федорова, Шевченко, Бондаря, Труханова сделали полковниками;
— 86-й кавалерийский полк сделали 65 –ым.
— Алексей Труханов – стал М. Трухановым.

Я не спрашиваю, кто выбил в камне эти ошибки, и когда их исправят. Это проблемы тех, кто за замену памятника получил денежки. Я спрашиваю, когда на памятнике напишут правду, и при этом будут руководствоваться архивной справкой из Министерства обороны СССР, а не сталинским приказом?

Продолжение следует.
Старший научный сотрудник Лидского музея Сливкин Валерий Васильевич.


Обсуждение


  • ...

    прохожiй 11 августа 2011 в 9:30

    Когда то на сайте промелькнули воспоминания и фото из дневника немецкого штабиста -как он спокойно отступал через Лиду.. Т.е. немцы точно не планировали из Лида-Вильно делать Плацдарм иначе бы тот солдат со штабом дальше не покатил!


Оставить комментарий

Все поля обязательны для заполнения.

Вы можете использовать HTML теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>