Посол Литвы в Беларуси, вспоминая путь к независимости: «Моя семья ездила в Лиду и Гродно за продуктами»

8:56, 18 Февраль 2019

746


Общество

30 лет назад Литва, как и Беларусь, стала самостоятельной. Какими запомнились литовцам последние годы жизни в СССР и первые годы независимости? Довольны ли они курсом на евроинтеграцию? Что больше всего беспокоит литовское общество? Об этом «АиФ» расспросил посла Литвы в Беларуси Андрюса Пулокаса.

— Господин Посол, 16 февраля отмечается День восстановления Литовского государства. Что означает этот праздник для вашего народа?

— Для каждого гражданина его название звучит по-своему, но общий смысл такой: быть хозяином на своей земле, отвечать за свое будущее — это прекрасно. Независимость — единственный путь, позволяющий сохранить себя, свой язык и культуру.

Во времена СССР было много праздников, «спущенных» сверху. А этот всегда шел изнутри, от сердца. Мой дедушка, который 100 лет назад был свидетелем восстановления литовской государственности, каждый год на 16 февраля надевал белую сорочку.

— Литва первой из стран СССР объявила о независимости. Успела ли республика к началу 90-х годов советизироваться?

— Я думаю, нет. У населения не было веры в советские идеалы. До обеда ты мог быть коммунистом, а вечером приходить в костел. Во всех семьях встречали Рождество, хотя официально этого праздника не было.

После выхода из Союза национальное возрождение произошло за год. Такое невозможно «вдруг». Люди созрели.

— Какие настроения были в обществе перед выходом из Союза?

— Существовали две параллельные реальности. Одна — парадная, с партсобраниями и митингами, другая — тайная, с разговорами на кухне. Эти две реальности к концу 80-х так разошлись, что стало ясно: грядут перемены.

Общество объединилось в борьбе за свободу, хотя многие параллельно участвовали в ритуалах советской жизни. Я помню комсомольцев, которые ходили на демонстрации за независимость. Им было интересно наблюдать за ними и участвовать в них.

По талонам

— В Литве конца 80-х — начала 90-х было трудно жить?

— Мы столкнулись с теми же проблемами, что и другие республики Союза. В конце 80-х в Литве был острый товарный дефицит.

Однажды мать получила талон на ковер. Его купили даже несмотря на то, что он был не нужен, ведь тратить рубли все равно было не на что. Основной ассортимент литовских магазинов в то время — консервы, зеленые томаты в трехлитровых банках и яблочный сок. В Беларуси ситуация с продовольствием и особенно промышленными товарами была лучше. Моя семья ездила в Лиду и Гродно за продуктами. Мама очень радовалась, когда удавалось достать зеленый горошек и майонез.

Многие тогда пошли в бизнес. Мой отец, инженер по образованию, не стал исключением. Я помогал ему. Когда началось время кооперативов, мы с ним продавали ритуальные свечи. Однажды в поисках покупателей добрались до Молодечно. Возле города стоял костел, и ксендз купил весь наш товар.

Помню, как в студенческие годы на группу выделяли одну пару сапог. Чтобы узнать, кому она достанется, тянули жребий.

После выхода из Союза в первое время было особенно трудно. Многие наши предприятия, ориентированные на советскую экономику, оказались не нужны. Ситуацию усугубляла блокада со стороны СССР. Никогда не забуду очереди за бензином: в одни руки продавали не более 20 литров в месяц.

Будучи студентом, я выиграл стипендию на учебу в ФРГ. Она составляла 1000 марок. Для сравнения: литовская стипендия начала 90-х — 16 марок в пересчете. Этого едва хватало на обеды в столовой.

— «АиФ» часто поднимает тему возврата советских вкладов. Многие белорусы потеряли огромные суммы…

— Как и литовцы. Моя родственница, учительница музыки, за жизнь скопила большую сумму. Тысячи рублей. Все деньги пропали. Не осталось даже на похороны.

Мы предпринимали шаги по компенсации. Часть денег людям вернули, но суммы, конечно, несопоставимые.

«Медведи»

— Когда жизнь в Литве начала налаживаться?

— После того как справились с бешеной инфляцией, ввели свою валюту. В 1991-1993 годы в Литве ходили талоны с изображенной на них фауной — аналог ваших «зайчиков». Мы называли их «медведями». Например, говорили: получил зарплату в 500 «медведей». Потом ввели лит, курс которого привязали к доллару.

В Литве проводилась приватизация. Я тоже получил ваучеры, на которые купил акции. Даже участвовал в собрании акционеров. Но, поскольку таких обладателей ваучеров, как я, были тысячи, дивиденды оказались крошечными.

Литовцы не боялись трудностей. Народ верил, что скоро станет лучше. Самое главное, не было сомнений в том, в какую сторону развиваться. Мы всегда чувствовали себя частью западной семьи европейских государств. Это объединяло общество.

Важнейшим событием стало вступление в 2004 году в Евросоюз. Этому предшествовали многочисленные трудные реформы. Перед вступлением Литва по уровню жизни не достигала и 50% среднего показателя по ЕС. Затем начался бурный экономический рост. Сегодня мы имеем более 75% среднего показателя.

— Какие основные проблемы стоят перед литовским обществом?

— Прежде всего, демографическая — население стареет. Также миграционная. Со вступлением в Шенгенское пространство двери в Европу открылись. Многие уехали из страны в поисках работы и высокой зарплаты. Но сегодня сальдо миграции уравновесилось. Бывают месяцы, когда возвращается даже больше людей, чем уезжает.

В свое время Литва пережила отток жителей из деревень и малых городов. В начале 90-х треть всего населения занималась сельским хозяйством, но вклад агропромышленного комплекса в экономику был небольшим. Эта диспропорция обернулась миграцией в большие города и за границу, ведь с приходом новых технологий у людей на селе не осталось работы. Им пришлось искать себя в других сферах.

В итоге структура экономики установилась. Сегодня Литва — одна из самых открытых экономик ЕС.

— Литовцы довольны европейским курсом?

— Большинство граждан, показывают соцопросы, поддерживают Евросоюз. Так было до вступления, так остается сейчас. И это несмотря на то, что в Европе растет евроскептицизм.

Может ли гражданин Литвы купить квартиру в Минске?
Литовцы благодарны ЕС за открывшиеся возможности. В каждом городке у нас есть проекты, реализуемые с помощью Евросоюза. Люди ощущают пользу от них на себе.

— И никакой ностальгии по СССР?

— По советским временам никто не скучает. Хотя у кого-то наверняка есть ностальгия по молодым годам. В молодости, как известно, все было лучше.

Соседи

— Господин Посол, ваша страна всегда была в почете у белорусов. Сегодня нашего человека часто встретишь в Литве?

— Белорусов приезжает очень много. Это уже традиция. Минск и Вильнюс — это ведь самые близкие столицы. Наши народы объединяют родственные и торговые связи.

В прошлом году был зафиксирован рекорд по количеству выданных белорусам литовских виз: 250 тысяч. За год белорусско-литовскую границу пересекли полтора миллиона человек.

Многие белорусы приезжают, чтобы отдохнуть, закупиться в наших магазинах.

— Что мешает Литве и Беларуси отменить визы?

— Первый шаг на пути к этому — упрощение визового режима. Вильнюс всегда выступал за соответствующее соглашение. Ожидаем его подписания в ближайшее время.


Обсуждение


  • ...

    прохожий 18 февраля 2019 в 9:37

    Фото в тему. Минск в августе 1991 года, демонстрация БНФ на площади Ленина. my-files.ru/75zb1e


  • ...

    Обыватель 18 февраля 2019 в 9:40

    чем же все-таки отличается независимость Литвы от независимости Беларуси, почему автор не уточнил? Весьма любопытная тема....


  • ...

    прохожий 18 февраля 2019 в 10:13

    Что бы их ждало если бы они остались в составе Российских границ? Почти то же самое, но уже без надежд на помощь Евросоюза. И в Европу эмигрировать было бы труднее.


  • ...

    Антон Быстрицкий 18 февраля 2019 в 11:33

    В начале 90-х голодные литовцы ездили в Лиду за дешевыми продуктами. А теперь голодные лидчане ездят в Литву за дешевыми продуктами. Вот и вся застабильная экономика. Это опять эти литовцы виноваты, что пошли по пути евроинтеграции, а не азияинтеграции и стали жить лучше нас. Как же я их за это люто не люблю на страничках "Лідскай газеты".


  • ...

    Обыватель 18 февраля 2019 в 12:28

    верно!.....и это им независимость упала, как снег на голову, мы же, белорусы, свою независимость выстрадали кровью и пОтом!


  • ...

    оптИМИСТ 18 февраля 2019 в 18:15

    .......да уже не надо голодным лидчанам ездить в Литву за дешёвыми продуктами, Литва ( Е С ) заваливает их дешёвым мясом модифицированных мериканских индюшек, да и МВФ с мировыми таблоИДАМИ одобряет ход реформ в РБ, особисто ЖКХ, так что нет падстав для уныния


  • ...

    евролизам 18 февраля 2019 в 21:32

    кто-то люто не дружит с мозгами)))


  • ...

    пешеКОТ 18 февраля 2019 в 22:01

    Ахахах, а кто то жрёт пальмовое масло вместо натурального молока. Угадайте страну на букву р? -)


  • ...

    Yury 18 февраля 2019 в 22:01

    При Союзе лидчане ездили в Шальчининкай и Вильнюс за продуктами: брали вареную колбасу, конфеты, колбасный сыр, скумбрию горячего и холодного копчения, "желтое" мороженое, импортные вина, дамские сигареты 100. Для детей литовские тетради и школьную форму. Литовцы, в основном на выходные, оккупировали рынок и сметали с машин, приехавших с районов, весь дефицитный импорт: югославские и финские костюмы, чешскую обувь, польскую одежду. В городе брали цветные телевизоры, видео и аудио кассеты, мотоциклы "Ява" и "ЧЗ". Многие годы регулярно езжу через Литву и Латвию и в корне не согласен, что они зажили "по европейски". Вспомните какие были у них стартовые условия и у нас! Они просто выгнали треть населения из страны!!! Отказались от всех долгов СССР, получили в свое распоряжение из банков Европы золотой запас, десятилетия получали субсидии ЕС, безвизовый въезд для населения, кредиты - бери не хочу, а что в итоге? Мощнейшая промышленность СССР развалена, флагманы в музеях, лучшее в СССР с\х стало не эффективно, борются с историей, население бежит, живут с хлеба на квас и только заработками гастарбайтеров из богатых стран Евросоюза.Армию не содержат. После оплаты коммуналки остаток равен доходу среднего белоруса, с пенсионерами еще хуже. Коррупция и расслоение по доходам просто феноменальные. Литва самая пьющая страна, видно не от хорошей жизни. Работаю в Швеции с литовцами, все поголовно плачутся, что еле выживают. Теперь у нас. Беларусь десятилетие в одиночку билась с последствиями аварии на ЧАЭС, десятилетия "под санкциями" вместо помощи, никого не выгоняла, а Россия так даже приютила миллионы беженцев с национальных окраин. Население на месте, заводы работают, хотя надо признать, что рынки сбыта не в развитых странах и требуется переоснащение производства. Минск выглядит солиднее Риги и Вильнюса. Там все рушится, в центре страшно ходить, жди кирпич на голову. Наша армия за три дня выйдет к Калининграду. А главное, уровень жизни только тогда считается высоким, когда в страну активно иммигрируют из-вне. В Прибалтику белорусы мигрируют единицами, просто нет смысла, все равно как литовцам в Грецию или Португалию. Если введут безвизовый въезд в ЕС, но мы останемся в Союзном государстве с Россией, Прибалтика отстанет от Беларуси навсегда.


  • ...

    Обыватель 18 февраля 2019 в 22:09

    Хроники заБеларусь.......


  • ...

    Вітольд Ашурак 18 февраля 2019 в 23:09

    Чалавек пад імем Yury надта файна пажартаваў -- літоўцы развалілі "машчнейшую прамышленасьць СССР". Так я пратэстую -- "машчнейшую прамышленасьць" мілітарызаванай Саўдэпіі развалілі ўсюды і ў Расеіі ў Туркменіі. Проста на сёньняшні момант нікому не трэба 100 000 танкаў.)))


  • ...

    Вітольд Ашурак 18 февраля 2019 в 23:22

    Як казаў мой знаёмы:"цяжка жыць без пісталета". Чытаю пост Yury і такое ўражаньне, што мяне занесла нялёгкая на камсамольскі схадняк, дзе ашалеўшы ад самагонкі і адсутнасьці глуздоў партайгеноссэ нясе пургу пра "загніваюшчы Захад" і выхваляецца выбітнымі паказчыкамі выплаўкі чугуна ў параўнаньні з 1913 годам. Дачытаў да месца пра "лутшее в СССР с/х". Калі што -- гэта калхозы з каровамі па вымя ў г@ўне.


  • ...

    to » пешеКОТ « 18 февраля 2019 в 23:24

    пальмовое масло в вашей голове, забродило от навайя))


  • ...

    Вітольд Ашурак 18 февраля 2019 в 23:28

    Наконт міграцыі. Больш за 15% беларусаў выехалі на працу за мяжу. Хто ў Польшчу, хто ў Расею, хто ў Эстонію. Безумоўна, % літоўцаў-гастарбайтэраў большы -- 18-19%. Але, прашу зьвярнуць увагу, як прапаганда стварае для нас, сваёй мэтавай аўдыторыі, зручныя для яе стэрэатыпы.


  • ...

    to Yuru 18 февраля 2019 в 23:40

    В целом ваш обзор верен, за небольшими погрешностями--так к примеру с последствиями аварии ЧАЭС , РБ боролась не в одиночку, большие средства выделялись так же РФ, как и в дальнейшем на пополнение Беларусью золотовалютных резервов.......... ( к примеру )) . Конечно не стоит равнять потенциал и уровень жизни Балтии и Польши, но даже в Польше ситуация в одночасье может перемениться, таки в ЕС система распределительная-- отрицательное эхо.... СовДепии ))


  • ...

    PS 18 февраля 2019 в 23:43

    to Yury----- пешеКОТ )


  • ...

    Вітольд Ашурак 18 февраля 2019 в 23:45

    Нарэшце, дачытаў прапагандысцкі пост ЮРЫЯ і зразумеў чаго ён хоча! Ён хоча застацца ў мінулым назаўжды! Ёсьць такая шняга -- Саюзнае Гасударства. Несур'ёзная папяровая недарэчнасьць выдуманая выключна для "распіла бабла" . Нават, Лукашэнку зараз няёмка за тое што ў свой час паставіў пад нейкай левай дамовай свой крыжык. А прапагандыст ЮРЫЙ заклікае нас у гэтую бутафорскую суполку аматараў калхозаў, каланіяльных войнаў у Сірыі і на Каўказе і"пламбіра за 20 капеяк". Я вось думаю, яму трэба падвязваць з цяжкімі наркотыкамі.


  • ...

    Вітольд Ашурак 19 февраля 2019 в 0:28

    Пра Чарнобыль ЮРЫЙ-пешеКОТ лепей і не пачынаў бы. Калі мы разгарнем мапу радыяцыйнага забруджваньня Беларусі, то адразу кідаецца ў вочы, што наступствамі аварыі на ЧАЭС на нашай тэрыторыі з'яўляюцца ДЗЬВЕ плямы. Адна, зразумела, на поўнач самой станцыі(вецер дуў у наш бок), а вось другая на мяжы Гомельскай і Магілёўскай абласьцей. А ўсё проста. Каб недапусьціць выпадзеньня радыёактыўных ападкаў на тэрыторыі РСФСР, савецкае кіраўніцтва дало загад -- распыліць над хмарамі хімічныя рэагенты з утрыманьнем срэбра . Загад быў выкананы і над Гомельскай і Магілёўскай вобласьцямі пайшлі радыёактыўныя дажды. У зоне паражэньня апынулася 1,5 - 2 млн. беларусаў. Радыёактыўныя выкіды аварыі на ЧАЭС адмыслоўцы ацэньваюць па шкоднасьці ў 500 хірасімскіх бомбаў. 70% радыяцыі атрымала Беларусь. 350 хірасімскіх бомбаў. Ужо за адно гэта Саўдэпія павінна сядзець на лаве Нюрнберга-2. Як і тыя ўроды, што называюць сябе пераемнікамі гэтага калхознага Рэйху.


  • ...

    Обыватель 19 февраля 2019 в 8:04

    "Армию не содержат" (с). Может и нам стоит об этом подумать, а? Надо же с чего-то начинать реально экономить, а не на словах; милицию не дадут сократить, комитет тоже неприкосновенен, - остается армия.


  • ...

    Stanislaw Berkus 19 февраля 2019 в 9:05

    Как я помню все 70-80-е лидчанне выезжали в Вильнюс за продуктами (в первую очередь за варёной колбасой). Вот так имея свой мясокомбинат в свободной продаже не было без очереди ни одного кг. лидской колбасы. Лида была приписана снабжать Ленинградскую область. Поэтому лидчанне садились на дизель поезд (цена была символичная 1.05руб),автобус (2.10).За чем ездили лидчанне здесь выше уже было указано, хотел бы ещё добавить это вкусный ржаной хлеб, твёрдые сыры и неплохой трикотаж, а для души выезжали на концерты в вильнюский дворец спорта. Всё изменилось с конца 80-х,начало90-х(Литву также затронул кризис в СССР, а здесь ещё Литва объявила об выходе из СССР, за что ей было объявлена экономическая союзная блокада (премьер Рыжков),потом военная операция против Литвы в январе 1991.Но Литва выдержала. Много ещё, что можно рассказать про то время, оно было динамичное, все менялось на глазах.


  • ...

    Юрий 19 февраля 2019 в 12:57

    Ашурак, у меня нет времени "бодаться" с тобой (с Вами) в постах, ты тут главный завсегдатай. Но! На голословные и хамоватые обвинения в пропагандизме нельзя не ответить: Ты реальный, "махровый западный пропагандист"! На 70% несущий злобную "пургу" (может внук полицая?) Я же пытаюсь дать объективную оценку. Я по определению не могу тянуть в "колхозы" и "минулае назаужды" поскольку сам 16 лет живу на Западе. Моя семья живет в РБ (Швеция им не нравиться) и езжу я через Прибалтику ну ооочень часто. Поэтому мне есть с чем сравнивать. Я поработал с сотней литовцев и латышей и знаю о чем говорю. Пойми, ну нет у них САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ (независимых) успехов! Только если США или ЕС дали деньги. ГЛАВНЫЙ успех и предмет для гордости -это свободное безвизовое перемещение по миру и возможность работать в богатых странах ЕС. Все! Заметь, я ничего не пишу про Эстонию. Там дела идут неплохо: выгнали 30% населения и получили огромные финские инвестиции. Поэтому и литовцы и латыши их не любят и сильно завидуют. Теперь о твоих "протестах". Какое отношение имеют РАФ, ВЭФ, Рижский вагоностоительный и т.д. к "милитаризованай Саудепии"? Бред. PS. Да, ты хоть цитируй меня правильно: ну не писал я "лутшее в СССР с\х". Там "лучшее". Я делаю много ошибок, но .... Кстати, литовское мясо-молочное с\х было лучшим в СССР.


  • ...

    Крон 19 февраля 2019 в 18:14

    Юрий, не обращайте внимания на этого неудачника. Я его комменты пролистываю. Мелет какую-то чушь. Так, лишь бы засветиться. Ничего реально полезного он в своей жизни не сделал. Так, только языком... поработать может. Еще один тут пустомеля есть. Быстрицким себя кличет... Пусть пишут. Пустыри.


  • ...

    пешеКОТ—- Крону 19 февраля 2019 в 18:27

    Вы в ЭТОМ не одиноки ))


  • ...

    пешеКОТ 19 февраля 2019 в 19:59

    Нет, Крон, он ещё пишет в Лидской газете! Наш товарищ! Антошка Быстрицкий


  • ...

    пешеКОТ— «туоварищу Антошки Быстрицкего» 19 февраля 2019 в 20:10

    Чего МАДАМ за мой ник прячетесь ? Не вже так обесчещены ?)))


  • ...

    Антон Быстрицкий 19 февраля 2019 в 20:29

    пешеКРОНы, чем вам уже мои публикации в "Лідскай газеце" не угодили?


  • ...

    Антону Быстрицкому 19 февраля 2019 в 21:21

    Если вы обращаетесь к пешеКОТ-у, а не к эго тролю........ , то с вашими публикациями не знаком...... о ваших публикациях упомянула некая мадам, спрятавшись за моим ником--- либо её самомнение выше моего собственного ))


  • ...

    Обыватель 19 февраля 2019 в 21:30

    Вспомнилось, как радовал нас некий "аналитик" а-ля Зимовский по БТ своими размышлениями по поводу Польши этак пяток лет назад: "Ну вот посмотрите, Польша за аналогичный период получила в 66 раз больше инвестиций, чем Беларусь. И что, я вас спрашиваю, что, Польша живет в 66 раз лучше Беларуси? Нет, Польша живет всего лишь в 4 раза лучше нашего"......бедняга даже не понял, что отчебучил.......а тут про шальные финские инвестиции в Эстонию шепчут, ставя это в какой-то укор эстонцам.....пропагандисты диванные. Наши колхознички в правительстве спят и видят эти инвестиции, да не судьба, не стоило так "обувать" инвесторов в начале нулевых, теперь их сюда колом не загонишь и никакими коврижками не заманишь!


  • ...

    Вітольд Ашурак 19 февраля 2019 в 21:40

    Цікава было пачытаць пыхлівы адказ ЮРЫЯ. Цнатлівы "рашн-камуняка " са швецкай прапіскай не любіць хамства. А я вось не люблю вашай расейскай калхознай прапаганды. Наша бяда, што мы дазваляем рознай навалачы несьці заведамую дэзынфармацыю і прапаганду дэструктыўных бальшэвісцкіх ідэй. А дарма.


  • ...

    boss 20 февраля 2019 в 12:29

    Что Вы друзи хамите друг другу,я лидчанин и пожилой ,всё прекрасно знаю потому что, всю систему пережил и в былые времена тоже ездил в литву за крлбаской .Знаю почему там была,а в лиде нет.Везде хорошо где нас нет .Главное найти хорошую работу и быть специалистом и любить свою работу. А Витольд Ашурак мусiць прапагандыст ад апазиции. Надташ ён аграсивны .


  • ...

    boss 20 февраля 2019 в 12:39

    С Юрием согласен на все 100% Мужик бывалый и знает где как живут.


  • ...

    Вітольд Ашурак 20 февраля 2019 в 20:08

    boss, паважаны, Я проста не люблю, калі лыгуць у вочы. Яны карыстаюцца тым, што мы стараемся пазьбягаць сварак, а калі зловіш іх за язык, пачынаецца лямант -- швецкаму гастарбайтэру нахамілі за расейскую прапаганду.


Оставить комментарий

Все поля обязательны для заполнения.

Вы можете использовать HTML теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>