Продолжение о строительстве на территории Лидского замка

21:51, 13 Январь 2011

392


Культура

Предлагаем вашему вниманию очередную статью из Лiдскай газеты, которая посвящена строительству различных сооружений на территории Лидского замка.

«Выдержат стены замка и… атаку слухов».

В данное время упорно продолжают ходить слухи о том, что в Лидском замке возводятся современные постройки, искажающие историческую ценность, не соответствующие археологическим данным, что при этом используются не те строительные материалы и вообще – замысел восстановления исторического памятника задуман неправильно. Попробуем, однако, разобраться.

А помните ли вы, каким он был?

Пожалуй, многие лидчане здесь родились и выросли. К этой категории отношусь и я. На моих глазах многое менялось, строилось и разрушалось. В том числе и Лидский замок. Правда, в детстве мы называли его проще – крепость. Крепость манила к себе детей, как магнит. Туда мы (с разных районов) ходили зимой кататься на санках с вала, летом мальчишки пытались карабкаться по каменным стенам, и были же такие, которым удавалось добраться до самого верха! Во дворе мы искали подземные ходы, легенды о которых где-то слышали. Правда, ни одного не нашли. В то время (о котором хорошо помню я) в 70-80-е годы за стенами крепости был спортивный стадион, где играли в футбол, а иногда оттуда раздавались рыки диких животных, что означало – в крепость приехал зоопарк.

Периодически в замок наведывались археологи, слухи об этом распространялись быстро, и мы, детишки того времени, наблюдая за этими странными людьми, затаив дыхание, ждали: когда же наконец в нашей крепости найдут клад? Находили какие-то черепки, ценность которых нам тогда была непонятна. Откуда было знать, что именно по этим черепкам, осколкам камней и деревянных щепок восстанавливалась историческая картинка нашего древнейшего памятника…

Первый проект реконструкции

Я точно не помню, но документы свидетельствуют, что первый заказ от Лидского горисполкома на консервацию стен замка пришел в специальные научно-реставрационные мастерские Министерства культуры БССР в 1975 году. Результаты проведенных в сентябре 1976 года архитектурно-археологических исследований, а также многочисленные исторические материалы подтвердили уникальность этого шедевра белорусского зодчества. Тогда научный руководитель реставрационных работ архитектор Сергей Багласов предложил свой вариант полного восстановления замка и активного приспособления его к современным культурным потребностям города. Проект был принят Лидским горкомом партии и горисполкомом. Его эскизный рисунок был вывешен недалеко от замка, и все лидчане ходили любоваться и томились ожиданиями и надеждами – неужели и впрямь наша крепость станет такой красивой…

Местные власти даже выделили денежные средства для осуществления задуманного, и летом 1978 года для ведения восстановительных работ был создан производственный участок.

Однако первый блин оказался комом. Весной 1986 года неожиданно обвалилась часть отреставрированной западной стены. Выяснилось, что работы по ее восстановлению велись в мороз, и раствор не скрепил камни должным образом. Реконструкция прекратилась.

Графический рисунок того первого проекта я помню до сих пор. В замке должны были возродить стены вместе с боевой галереей, башнями, дворовыми постройками. Помещения планировалось оборудовать для музейной экспозиции, посвященной истории города и замка, на территории проводить фестивали и праздники города.

Вам это ничего не напоминает? Мне – проект нынешней реконструкции, которая сегодня вдруг вызвала такой резонанс и слухи и собрала днями в стенах Лидского замка людей, отвечающих за строительство, четкое следование проектной документации и исторической достоверности.

На стройке внутри замка

Узнав, что проверить ход реставрационных работ в Лидском замке приехали научный руководитель проекта Наталья Баранец, главный инженер УП «Минскпроект» Нелли Чумак, начальник управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Игорь Чернявский, директор ГОУП УКС Гродненского облисполкома Валерий Косарев, а также заместитель председателя Лидского райисполкома Ярослав Миковоз, представители строящей организации СУ-104, отдела культуры Лидского райисполкома, сотрудники историко-художественного музея, редактор журнала “Лидский летописец” Станислав Судник, туда же отправился и корреспондент “Лідскай газеты”.

Несмотря на зимние морозы, работа в замке не прекращается. На момент посещения во дворе уже выкладывались стены одного из зданий, вырыт и укреплен бетонными блоками котлован под другое. Вспоминаю, что именно об этом глубоком котловане шла речь во время телефонного звонка в редакцию “Лідскай газеты”, что там-де собираются открыть ресторан и использовать здание как увеселительное заведение, а также высказывались замечания, что использование бетонных блоков для реконструкции исторических памятников неприемлемо. Эти вопросы хочется закрыть сразу и больше к ним не возвращаться. Никакого ресторана ни в одном из зданий, башен и подвалов не будет. Котлован, выложенный бетонными блоками, – невидимое глазу подвальное помещение, в котором “спрячутся” все коммуникации (иначе ими пришлось бы “опутать” всю территорию замкового двора).

О строительстве якобы увеселительных заведений внутри замка вел речь и сотрудник музея Валерий Сливкин, что вызвало немалое удивление у Натальи Баранец.

– О каких ресторанах Вы говорите? – спросила она. – Внутри одного из зданий планируется только лишь буфет, такие существуют во всех музейных комплексах. И вообще, не понимаю, почему именно сейчас возникает подобная дискуссия? Ведь плановое задание разрабатывалось в Лиде с участием работников музея в том числе…

– Мы не можем даже предположить, – сказал Игорь Чернявский, – как выглядели эти здания, части фундаментов которых были обнаружены во время раскопок. Поэтому исторической правде, конечно же, они соответствовать не могут. Однако реставрация любого замка – это всего лишь приближенная к исторической правде стилизация их под те века, в которых они были построены.

Теперь о самих зданиях, которые названы в проекте “универсальными”. Данное понятие условно и не означает, что в зданиях будут офисы либо другие современные помещения. Как и планировалось – реконструируются казармы и дом каштеляна, где разместятся рыцарские клубы, музейные экспозиции, будет осуществляться продажа сувениров, символизирующих историю нашего города. Данный комплекс – сам замок и постройки внутри него – рассматривается как строительство единого музея.

Что касается высоты здания казарм (по мнению некоторых, оно полностью закроет стену замка и галерею), на самом деле это не так. Галерея находится выше данной постройки, а само здание отдалено от стены, чтобы экскурсанты могли ее обозреть.

После дискуссии во дворе ее участники переехали в Лидский райисполком для дальнейшего обсуждения возникших вопросов.

За “круглым столом”

– Первый проект восстановления замка и приспособления его к современным условиям был разработан в 70-х годах Сергеем Багласовым, – вернул всех уже в современную историю Игорь Чернявский. – Было много времени, чтобы оспорить тот план. Однако никто этого не сделал. Нынешний проект практически ничем не отличается, обсуждался и принимался в Лиде, утвержден республиканским научно-методическим советом и Министерством культуры, управлением по охране памятников. Прошло довольно много времени до того, как началось строительство внутри замка, и вдруг вокруг него возникло столько домыслов, не соответствующих действительности…

Кстати, во время разговора все же обнаружилось, откуда “растут ноги” у слухов о ресторане внутри замка.

– Еще когда-то, – вспомнила Наталья Баранец, – (но не во время разработки нынешнего проекта) шла речь об открытии ресторана в одной из башен замка, но ведь от этой идеи отказались! Данного объекта не было даже в эскизной стадии. Не понимаю, почему кому-то хочется вновь будировать этот вопрос…

В процессе разговора за “круглым столом”, вроде бы все спорные вопросы нашли свое объяснение. Пожелание директора историко-художественного музея Анны Драб о том, чтобы использовалось в строительстве наименьшее количество красного кирпича, а больше бута (камня) и дерева, принято к сведению. Что касается инфраструктуры – туалета, сувернирных лавок, буфета, – то это, согласились все, должно присутствовать на всех объектах культурного наследия, посещаемых туристами.

Председатель Лидского райисполкома Андрей Худык также заметил, что жизнь замка после реконструкции должна быть насыщенной. Здесь, кроме экскурсий, необходимо организовывать историко-культурные мероприятия, благодаря которым уже нынешнее молодое поколение сможет представить, чем и как жили лидчане в старые времена, какую функцию выполнял замок, чем занимались здесь ремесленники…

– Цель реставрации, – подтвердила Наталья Баранец, – приблизить замок к облику, который он мог иметь в XIV веке, и в то же время создать условия его функционирования как современного музея. Согласно проекту, реконструируются здание казарм, дом каштеляна, кузница, навесы, колодцы. Функциональное назначение их – музейное. В здании казарм предполагается разместить магазин сувениров, буфет, рыцарский клуб. Дом каштеляна планируется использовать для размещения необходимых музею служб: мастерских, туристического агентства. Кузница станет не просто музейным экспонатом, она будет работающей. Для этого лидским музейщикам необходимо найти реального кузнеца, который сделает заказ на необходимый ему для работы набор инструментов, что будет внесено в проект. (От ред. Как заверила Анна Драб, такой специалист есть). Будут возведены подъемный мост и лестницы на боевые галереи, восстановлен запасной вход, обустроен главный вход западной и два входа – княжеский и малый – восточной стен. На дворовой территории предусмотрена площадка для проведения культурных мероприятий и рыцарских турниров, а также размещение здесь моделей боевой техники того времени, выполненных из древесины. Для реставрации и реконструкции сооружений замка в проектном решении предлагается использовать аналогичные временам строительства материалы: реставрационный кирпич, бут, дерево, керамическую черепицу и кованые металлические детали…

– Все, кто работает в области реконструкции и реставрации, – заметил Игорь Чернявский, – знают, что самым сложным является период реализации проектных идей; возникают упреки, что, мол, в действительности раньше постройки были другими, а значит, они не соответствуют исторической правде. А ведь они и не могут соответствовать, потому как сама реставрация – это не восстановление исторического объекта, а только лишь адаптация его к современности. Иначе надо было оставить те руины, которые были до сих пор…

К слухам… Еще недавно, во время подготовки Лиды к республиканским дожинкам, тоже ходили разные разговоры: не смогут, не сделают, не осилят. Смогли, сделали и осилили. И теперь наш город как картинка. А реконструированный замок просто должен стать его визитной карточкой. Рассматривая фотографии проекта замковой застройки, лично мне подумалось: если наши строители смогут выполнить все задуманное проектировщиками, то получится здорово!

Татьяна КУДРЯШОВА.

P. S. Кстати, ежемесячно в замке запланировано проводить штабы и контролировать соответствие проводимых работ проекту, о чем “Лідская газета” постоянно будет информировать своих читателей.


Обсуждение


  • ...

    dinoeL 13 января 2011 в 22:18

    У меня есть вопросы: - где посмотреть проект или рисунок самого первого проекта? - зачем такое большое количество помещений с такой большой площадью? - где видано на территории замка наличие магазинов сувенирных, буфетов, это исторический памятник, вы что? - какая высота до галерей замка (высота здания универсального назначения 11.5 метров, высота зданий с западной стороны чуть больше 9 метров, со стороны трибун под 9 метров )? p.s. и похоже не все так уж и согласовано с историками как пишут в статье.


  • ...

    прохожий 14 января 2011 в 1:37

    подземный ход был!! я сам видел как 7 летние дети проползали под камни южной стены вглубь на 5-6 метров!! под стеной вдоль....при такой толщине там могло быть все что угодно!! а здания наверно решили построить что бы укрепить однажды уже рухнувшие стены..


  • ...

    emjiou 14 января 2011 в 19:51

    Нет, не так было на самом деле перед первой реставрацией новейшего времени в 70-х годах. никакие дети на санках со склонов замковой горы не катались. стадион внутри был. тренировалась там команда. выходили парни после тренировки не по-современному, с матом и пакостным ржанием, а как воины после битвы. Правда! А руины, они были неприкасаемы. По другому люди относились и дети в первую очередь. Не было ни внутри , ни снаружи никакого дешевого цирка. никто не смел вести себя запанибрата с этими суровыми стенами. Дух старины и воинства был осязаем как часть этих камней. Так что ссылки на то, что там всегда был балаган - лож. Да, что говорить! Недостойные люди, нет стыда! Причем цинизм открывать карты своих действий и называть торговые помещения музеем - наглость холопов. Дать им волю - будут жрать и какать , жрать и какать. пока не лопнут от сытости. погубят только стены, вот что жалко! Да, уже сейчас, в последние 35 лет замок изменился очень сильно и как-то катастрофически обнищал. Я видела руины начала 70-х - они были великими. Спросите у моих ровесников, они подтвердят!


  • ...

    Seldon 17 января 2011 в 6:50

    Руины были солидными - подтверждаю... без башни это все смотрелось не хуже.. но что ж нужно что т остроить.. пустой двор во дворе скучноват... на там именно ристалище нужно сделать а под трибунами уже что то можно и строить... А подземный ход был - он вел к сданию за замком но по нему не лазили ибо был только вход...


  • ...

    ЖЭка 18 января 2011 в 13:57

    "Что касается инфраструктуры – туалета, сувернирных лавок, буфета, – то это, согласились все, должно присутствовать на всех объектах культурного наследия, посещаемых туристами." Вот этим и будем удивлять приезжих туристов!!!:):):):):) Замок суки не трожте! рядом хоть балаган открывайте!! Па токому сценарию, можно в Минске построить замок , пусть даже из камня и дерева! Но его никогда не покажут Виасат Хистори или дискавери, ненапишут в книжках по истории, и не приедут туристы даже из соседних стран!!


  • ...

    укеуке 18 января 2011 в 13:59

    Да да!! Сральника и отопления они (туристы) в замке еще нигде не видели!!!


  • ...

    укпу 18 января 2011 в 14:09

    Да и еще забыл! такой замок никогда не увидим в коком нибудь художественном историческом фильме, даже если такой снимут о г.Лида!! То фрагменты с/на фоне замка будут снимать где-нибудь у соседей!!!


  • ...

    прохожий 18 января 2011 в 17:48

    Почему не увидим? В Мирском замке сняли "Снайпера", яа ядаже не заметил там ни одной старинной комнаты! Везде пустые после ремонта залы с остатками стройматериалов!)) И в Лиде снимут сказки про Гэдемина в башне-новостройке без гобеленов и окон!))) шкуру кинут на бетонный пол и снимут!)))


  • ...

    winny74 24 января 2011 в 19:09

    Да, с о съемок Мирского замка в "снайпере" я сильно поржал....


Оставить комментарий

Все поля обязательны для заполнения.

Вы можете использовать HTML теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>