Самый польский город страны: репортаж Onliner.by из Лиды

18:15, 13 Июнь 2018

2603


Калейдоскоп

Сейчас здесь живет чуть больше ста тысяч человек, но известность этого города, по крайней мере в границах Беларуси, сопоставима с иным областным центром. Здесь есть первоклассные достопримечательности, а местные предприятия производят продукцию, которую можно найти по всей стране, — от пива и муки до красок, кед и автобусов.

Однако, кроме этого, Лида — это еще и маленькая Polska, и дело не только в количестве проживающих в городе поляков. Здесь сохранился редкий для Беларуси по масштабам и качеству ансамбль межвоенной архитектуры, реликты той короткой эпохи, когда половина нашей страны входила в состав Второй Речи Посполитой. Журналисты Onliner.by отправились на бывшие «восточные кресы», чтобы своими глазами посмотреть, как поживает сейчас уникальное польское историческое наследие.

Говорим «Лида» и, конечно, прежде всего вспоминаем местный замок. Можно долго рассуждать о качестве его недавней реконструкции, привычно жаловаться на свойственную этому процессу небрежность, но объект этот для Беларуси действительно единичный. В первой половине XIV века великий князь Гедимин решил построить для обороны страны от тевтонских рыцарей сеть из типовых двухбашенных кастелей. Один возник в Медниках (ныне литовском Мядининкае) у современной белорусской границы, другой — в Креве, ну а третий решили построить у впадения речки Каменки в Лидею.

Как это часто бывает, под стенами княжеского замка, рассчитывая на его защиту, вырос населенный пункт. Лида и сейчас редчайший исторический город Беларуси, который может похвастаться тем, что в нем сохранилась (пусть и местами) самая первая его каменная постройка.

В остальном прошлое Лиды достаточно типично для нашей страны. К началу XX века большинство ее жителей были евреями, и обитали они в архитектурной среде обычного маленького уездного города, разбавленной не только синагогами, но и костелом с церковью. Этой привычной для Беларуси мультикультурности пришел конец со Второй мировой войной, оставившей от Лиды дореволюционной лишь осколки.


Обсуждение


  • ...

    dinoeL 13 июня 2018 в 20:17

    Статья полное гэ....уж простите.


  • ...

    X-man 13 июня 2018 в 20:20

    Меня больше комменты под ней на онлайнере расстроили...


  • ...

    Alex 15 июня 2018 в 14:19

    Якім гэта чынам замкі ў Лідзе і асабліва ў Медніках і Крэве маглі абараняць ад крыжакоў, што прыходзілі зусім з другога боку. А вось у выпадку нападу Залатой Арды і яе улусаў, напрыклад Масквы, замкі на ўсходзе, паўднёвым усходзе і поўдні ад Вільні аказаліся б вельмі патрэбнымі


  • ...

    Александр 16 июня 2018 в 21:26

    Польша-аграрная(колхозная)страна до 1921 года,улучила момент,когда в России бунт(революция) и с помощью своих европейских союзников на халяву отхватила западные регионы Российской империи,думала что навсегда,но Россия окрепла и вернула свои территории (не полностью), так что господам полякам,которые за 19 лет решили что эти земли якобы принадлежат им,попрошу почитать историю и если не нравиться с чемоданами на выход......Для справки: мой дед под командованием Тухачевского окружили Варшаву и если бы не предательство ставки(а именно Троцкого)приказа отступить, неизвестно как бы сложилась история и где бы сейчас жили поляки !!!


  • ...

    X-man 17 июня 2018 в 12:26

    Согласен согласен в плен к полякам! Заберите гродненскую область себе!


  • ...

    Александру 17 июня 2018 в 17:32

    "Польша аграрная (колхозная) страна" Чувак, ты случайно круглое с желтым не путаешь.Польша получила независимость не от того что у вас там в рашке переворот был, а потому что закончилась первая мировая .(которую вы начинали в союзе с бритами и франками ,а закончили почти союзниками гансев.Это у рашки любимое занятие по ходу союзников менять.Так и вторую мировую с фрицами замутили , а потом когда адик вас кинул , опять в воздухе переобулись уже союзники стали из мирового капитализма)). "Россия окрепла и вернула свои территории"Ты ещё скажи ,что с колен встала))).Лезли вы Польшу с немцами всегда ,у самих силенок было маловато.Вот один раз полезли со своим газовщиком Тухачевским (любил он в свободное время ядовитыми газами тамбовских крестьян травить),в честь этого видимо и улицу назвали(шутка).Так вот получил твой товарищ Тухачевский от пана Пилсудского мягко говоря "по дупе".Не тебе ватяня земли наши делить,и куда-то с чемоданами посылать, разберитись лучше в своей рашке.


  • ...

    КириллЧе 17 июня 2018 в 21:04

    Если рашка начнёт разбираться, то польшчу ждёт шестой раздел. Историю подучите всё-таки. Независимость поляков - это следствие именно переворота в рашке, иначе - война до победного и фсё.


  • ...

    x-many 17 июня 2018 в 21:17

    чемодан -вокзал -полония, решаешь сам за себя.Представь ,некого винить будет за падняволенне. САМ решил , САМ сделал.Остальные сделают как хотят,свобода однако!!!


  • ...

    X-man 18 июня 2018 в 8:10

    x-many , молчи в тряпочку советчик.


  • ...

    Казик Сташевский 19 июня 2018 в 11:41

    Кириллуче. Цифры у вас не бьются уважаемый.А сейчас закладывайте пальцы будем считать "разделы"Первые три делали австрияки с пруссаками и русская)))царица Катька-сторублевка.Далее в 1939 это уже вы с адикам лобызались.Итого четыре, где пятый? Видимо вам какой-то барыга историю в ваши лопухи втюхивал.))


  • ...

    x-many 19 июня 2018 в 19:45

    Ok, тогда сиди и не ной ,как тебе здесь Х...ово, Х-man


  • ...

    КириллЧе 19 июня 2018 в 21:03

    Казику. Судя по фамилии, пшек. Плохо историю учили своей страны. Да и с воспитанием не очень, впрочем, быдло есть быдло. Загибайте/закладывайте пальцы. Венский конгресс 1814-15 гг. (это после войны с Наполеоном) и есть 4-й раздел Польшчы. И что-то не понятно, как в 1939 живущие на белорусских землях лобызались с адиком. С головой всё в порядке, нет?


  • ...

    Казик Сташевский 20 июня 2018 в 14:13

    Кириллуче . Про быдло мы промолчим.А что с адиком не понятно ,если такой историк ,то должен знать про карикатуру свадьба Сталина и Гитлера (1939),не тупи , хорошо понимаешь,кто развязал 2 мировую.А как там парад союзных войск в Бресте в сентябре 1939.?Или здесь у кирюши историческую память отшибло?


  • ...

    Обыватель 20 июня 2018 в 15:58

    Кирюша, очевидно, считает себя докой....На деле - просто гадит в каментах.....хобби у него такое.


  • ...

    КириллЧе 20 июня 2018 в 21:48

    Насчёт гадить - это к Казику. Дока, какое отношение белорусы имели к Сталину в 1939 году? Попутал с СССС? Мозг включи, если он есть. Так что, историк Казик насчёт пяти разделов скажешь? Или их 4-е было? Знатоки, почитайте хоть учебник что ли школьный, а потом из себя спецов изображайте. И научитесь адекватно коменты писать, а то школота хамоватое так и прёт.


  • ...

    Казик Сташевский 21 июня 2018 в 13:07

    Кирюшка, ты наверное ничего не понял.В разговоре с людьми надо вести себя культурно(гжечно pl.).Это что там ты гонишь"пшеки" и т.д. Запомни кирюшка , если ты в гостях то и веди себя подобающим образом.Если будешь называть коренное население всякими "пшеками"" бульбашами", то здесь могут и в бубен вдарить; тогда и в вики не придётся шуршать, будешь на коврике буквы из кубиков складывать пуская слюни.Не подумай ничего плохого, это так дружеский совет),как себя вести в чужом обществе, уважая коренное население.А ответ на твой вопрос(на мой ты не захотел отвечать).Это не белорусы имели отношение к Сталину, а Сталин через своих холуев начал здесь наводить свои порядки, одних белорусов в ссылку(имущество все под так называемую конфискацию, других оставили, но земельку под колхозы обрезали, да и самих за трудодни(считай бесплатно) заставили работать,а кто был в лаптях и в латках на порткАх , тех назначили председателями сельсоветов).Вот коротко так ,а ты кирюша береги свой бубен , тебе на нем ещё буденовку носить.))


  • ...

    КириллЧе 21 июня 2018 в 20:21

    Надо же, пшек мнит себя коренным в Беларуси. Ты откуда явился, чмошник? Если познания свои черпаешь в вики и из карикатур (как амеры в комиксах) твой уровень понятен. Ведёшь себя как быдлота хамская. Чужое общество? Быдло пшецкое, я родился в Беларуси, а ты, в польском доме мозги промыли и решил белорусов жизни поучить? Научись слова адекватно употреблять, а то гонора и спеси много, а ума и культуры - ноль. Молодца, пшек, ловко с темы соскочил, на вопрос так и не ответил, по тупости не понял смысла или нечего ответить? А бубен свой сам береги, чистили белорусы нюхач пшекам и ещё начистим, не сомневайся.


  • ...

    Казик Сташевский 21 июня 2018 в 23:20

    Кирюшка разбушевался))) Коренным стал в целом третьем поколении)) Кирюха из тебя белорус, как из г@вна пуля )), кого развести хочешь лошара?У тебя на лбу набита тату- "руссо-туристо"))Все влажные мечты о поделах Польши? смотри чтобы тебя на ноль не поделили. Чудик ты кремлевский, ты своей кумеколкой не можешь сообразить что у нас больше половины белорусско-польских семей.Передай своему куратору их кремля, что ник надо заменить был КириллЧе, а стал КириллЧу(чухан) ))))


  • ...

    Обыватель 22 июня 2018 в 10:50

    да не, нет у него кремлевского куратора, он от чистого сердца - всё-таки хобби....


  • ...

    Казик Сташевский 22 июня 2018 в 13:19

    Значит на флэху закачал 100!!! копий "талаша", вот и крыша поехала.))Стирай чудило эту хрень пропагандонскую.


  • ...

    Прокрастинатор 22 июня 2018 в 14:23

    Пришло время Проскрасиинатора открыть все тайны ополячивания Лиды. Посмотрите фамилии на к надгробиях Польского кладбища позапрошлого века, и все станет понятно. Но в основном сохранились могилы богатых и властьприджержащих, а еврейское кладбище в войну было целенаправлено уничтожено. Когда в 30-х выдавали местным паспорта, требовали что бы чаще записывались поляками -это не забыли еще по рассказам дедов. Точно так же было при советах, но записывались уже беларусами. И только вероисповедание могло подсказать истину. Планетарий нескольк раз менял попов на ксендзов. В 1939м Лида еще не перестала быть еврейским городком только, но вдруг стала польским?) Не стоит спорить о прошлом, навешивая ярлыки..


Оставить комментарий

Все поля обязательны для заполнения.

Вы можете использовать HTML теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>