Школьный двор в Лиде. 1775-1941 гг.

13:56, 22 Май 2020

447


История города

     Евреи поселились в Лиде во второй половине ХVI века. В 1579г Король Стефан Баторий   разрешил лидским евреям  построить синагогу. Король Владислав Ваза 28 февраля 1633г разрешил построить вторую синагогу. В середине XVII века Лидская еврейская община насчитывала 160 человек.

После русско-польской войны 1654-1667гг община пришла в упадок –  не могла платить в казну самые незначительные платежи. Король Ян- Казимир даровал лидским евреям некоторые льготы и отсрочку  от уплаты налогов. Король  Михаил Корибут Вишневецкий  19 апреля 1670г обязал евреев выплачивать налоги на общих основаниях и перенес  городские торги на субботу. К концу XVII века бедность лидских евреев приняла хронический характер. В апреле 1701г дело дошло до суда из-за долга в 2100 злотых лидского кагала наследникам шляхтича Иовця.  После того, как шведские войска в ходе Северной войны трижды ограбили город — в 1702, 1706 и 1708 годах — бедность лидских евреев стала трагической. 15 мая 1709 г. Литовский Трибунал принял декрет, по которому старшины Лидской синагоги Исаак, Ицка и Мовша Якубовичи, Якуб Ионасович, Азик, Ицка Кушелевич, Рубин Несонович и Хаим Иовселевич были приговорены к инфамине — лишению чести и смертной казни.

В XVI- XVIII  веках лидские евреи занимались мелкой торговлей, производством спиртных напитков, сельским хозяйством и ремеслом. В середине XVIII века город стал по большинству еврейским, в 1766 г. в Лидском кагале числилось 1167 душ, в 1797 в Лидском уезде проживали 4361 евреев.  В самые трудные  времена, при любой степени бедности, в городе Лиде всегда действовали  синагоги и еврейские  школы (1).

Территория, где еврейская община размещала свои сакральные сооружения и учебные заведения  называлось Школьный двор.  Этот двор в Лиде примыкал с северо-запада к  Базарной площади. Длина двора 100-110 м, ширина от 25 до 75 м, общая площадь 0,5 гектара.

Школьный двор в Лиде. 1775-1941 гг.

Уверенно говорить  о существовании в Лиде Школьного двора  можно  начиная с 1775г.

В тот год на Школьном дворе  по одному дыму имели лидский раввин Янкель Яселович, Авадыя Сролович, вдова судьи, Борух, Юрша Давидович, Вольф Иршович, Яцка Мовшович (2).

Фрагмент подымного тарифа Лидского повета  1775 г. (2. Л.3).

Фрагмент подымного тарифа Лидского повета  1775 г. (2. Л.3).

На городских  планах 1798г и 1842г  на территории Школьного двора  обозначена еврейская школа.

В ночь с 6 на 7 октября 1891г в Лиде случился огромный пожар — сгорела практически вся центральная часть города: 444 жилых дома и 283 постройки на сумму 679 408 руб., в том числе все постройки Школьного двора. Лидские евреи обратились к евреям Западного края с просьбой о финансовой помощи. Помощь была оказана.

За 12 лет (1892-1904)были возведены 5 каменных зданий:

  1. Синагога 1893г — кирпичное двухэтажное прямоугольное здание 21.3х10,7м, объемом  1035 м3, зал площадью 140 м2 и три входа;  две полуколонны у входа, 24 окна, двускатная крыша, фундаменты глубиной 1.7 м. Строилась с 30 марта 1892г по 20 декабря 1893г. Строительство вели уполномоченные лидского молитвенного общества Зелик Ицкович Пупко и Берка Нахманович Каменецкий. Архитектор Алексей Владимирович Полозов (3).
Синагога 1893г

Синагога 1893г

  1. Большая синагога — двухэтажное кирпичное прямоугольное здание (23х28 м) высотой в 30 метров. Стены метровой толщины, четыре внутренних опорных квадратных столба. Двухъярусная структура с увеличенным вторым ярусом. Центральный портал, украшенный подковообразной аркой, окном-розой, двустворчатые двери. 43 окна, 8 из них на фасаде с витражными стеклами. Фигурная кладка двухцветным кирпичом. Межэтажный пояс поребрика. Пилястры. Полуколонны с базами и капителями в межоконных проемах на втором этаже. Широкий карниз с зубчиками. Фигурный аттик, фигуры на углах. Четырехскатная кровля. Шестигранный световой барабан с круглыми окнами с мозаичными разноцветными звездами Давида, завершенный куполом со шпилем. Удивительной красоты здание. Строилась большая синагога с 24 августа 1892г по 22 декабря 1896г. Уполномоченный Лазарь Исаакович Пупко. Архитектор Алексей Владимирович Полозов (4).
Лидская Большая Синагога. 1911 г.

Лидская Большая Синагога. 1911 г.

 

  1. Еврейская школы Хасидов №2 — двухэтажное кирпичное здание с двумя отделениями: мужским на первом этаже и женским на втором, с двумя отдельными входами, 14 окнами. 9 февраля 1893г 2-е отделение Губернского правления подало в Строительное отделение проект на постройку в Лиде молитвенной школы взамен сгоревшей. 17 марта проект был утвержден.
Еврейская школы Хасидов

Еврейская школы Хасидов

Еврейская школы Хасидов

Еврейская школы Хасидов

29 ноября 1893г Уполномоченный Борух Шмуйлович Рубинштейн сообщил Губернскому правлению: «Сим имею честь заявить, что каменная еврейская школа хасидов № 2 в гор. Лиде разрешенная к постройке по проекту, утвержденному Строительным Отделением  17 марта 1893г постройкою окончена.  Почему имею честь просить Губернское Правление об освидетельствовании здания школы чрез техника Строительного  отделения» (5. Л.4). 

14 декабря 1893г Виленский губернский инженер Л.Д.Винер и лидский уездный исправник  С.М.Лявданский составили акт:  «свидетельствуя означенную школу построенную взамен сгоревшей, нашли что работы по возведению ея произведены с  значительными отступлениями от проекта утвержденного протоколом Строительного Отделения 17 марта 1893 г, из которых существенное, это то, что вместо внутренней несгораемой лестницы таковая устроена деревянная, в деревянном  же снаружи здания пристрое. Принимая во внимание, что подобная лестница ведет в помещение для молящихся женщин, представляет в случае пожара большую опасность, мы, со своей стороны, не находим возможным  допустить вход в женское отделение  до устройства лестницы, согласно проекта, т.е., чтобы  было сделано из несгораемых материалов и заключалась бы в таковом же помещении» (5.Л.5-5 об).

                В июле 1896г несгораемая лестница еще не была устроена. Уполномоченный молитвенного общества Борух Рубинштейн и распорядители школы Хаим Каменецкий и Ицко Эдельштейн об устройстве требуемой лестницы и о недопущении входа в женское отделение полицейским надзирателем обязаны подпискою: «1896 года июля 17 дня мы нижеподписавшиеся уполномоченный и распорядители молитвенного общества еврейской молитвенной школы хасидов № 2 сим обязуемся: вместо существующей в означенной школе в женском отделении деревянной лестницы устроить каменную и до устройства таковой, вход в женское отделение не допускать. Борух Рубинштейн, Хаим Каменецкий, Ицка Эдельштейн. Подписи отбирал полицейский надзиратель г. Лида подпись»(5.Л.12)

 

В январе 1897г лестница по прежнему не устроена. В феврале Б.Ш. Рубинштейн пояснил, что «работы по постройке несгораемой лестницы в женском отделении школы по настоящее время еще не начинались и обязуюсь к устройству несгораемой лестницы приступить с началом сезона каменных работ, а до того времени не допустить, чтобы по ныне существующей лестнице ходили молящиеся» (5.Л.15).

В мае 1897г полицейский надзиратель г. Лиды С.М.Кузьминский при посещении школы обнаружил, «что к работам по замене ныне существующей лестницы несгораемою … еще даже не приступали». Составил протокол, а для прекращения хождения молящихся женщин по ныне существующей  лестнице приказал «исполнить на дверь у входа на лестницу должностные печати впредь до начала работ» (5. Л.16-16 об).

И лишь 23 октября 1897г полицейский исправник Лидского уездного полицейского управления Я.А.Соболевский рапортовал в Строительное отделение, что «работы по постройке несгораемой лестницы в настоящее время уже окончены».

Приемный акт был подписан 11 мая 1899г  «после осмотра построенной молитвенной еврейской школы, которая уже была осмотрена в 1893 г, но при освидетельствовании было найдено, что  во второй  этаж школы устроена противозаконно деревянная лестница взамен каменной. В настоящее время оказалось, что лестница перестроена и сделана несгораемой. На основании вышеизложенного,  мы полагаем, что моление во втором этаже может быть допущено беспрепятственно. Губернский инженер Л. Д.Винер и полицейский надзиратель г. Лиды С.М.Кузьминский» (5. Л.20).

На основании акта Строительное отделение приняло решение «разрешить совершение молитв в еврейской школе». 16 июля члены молитвенного управления школы хасидов № 2 Хаим Каменецкий и Ицка Эдельштейн получили предписание Строительного отделения Виленского Губернского правления от 8 июля о разрешении молитвы на втором этаже школы.

Лидская школа хасидов – кирпичное прямоугольное здание 19.2х12.8м было построено за 10 месяцев с февраля по декабрь 1893г. Но с отступлением от проекта. 3,5 года действовали оба отделения, мужское и женское. В мае 1897г женское отделение  было закрыто. В июле 1899г после устройства каменной лестницы богослужение было разрешено и в женском отделении. Сколько лет строилась школа?

  1. Молитвенная школа Бейс-Тфило (Дом Молитвы).

24 августа 1901г Хацкель Ицкович Пупко, Хаим Гиршович Прусский и Абрам Гирш Душман подали прошение в Строительное отделение Виленского губернского  правления:  «Желаем построить каменное здание для  молитвенного дома на земле принадлежащей нашему молитвенному дому, расположенному в г. Лиде на Школьном дворе с представлением при сем проекта  с копией оного. Имеем честь покорнейше просить Строительное отделение вышесказанную постройку молитвенного дома под названием Бейс- Тфило нам разрешить и прилагаемый при сем проект утвердить» (6. Л.1). 

Молитвенная школа Бейс-Тфило

Молитвенная школа Бейс-Тфило

Молитвенная школа Бейс-Тфило

Молитвенная школа Бейс-Тфило

   На запрос Строительного отделения  2-е отделение Виленского губернского  правления    17 сентября сообщило: «В городе Лиде в деревянном доме Зелика Пупко разрешена к существованию еврейская молитвенная школа «Бейсъ-Тфило» по постановлению сего правления, состоявшемуся 10 марта 1897г. … к удовлетворению ходатайства старшин означенной школы относительно постройки нового каменного дома для этой школы с соблюдением существующих на сей предмет законоположений со стороны сего Правления препятствий не встречается. И.д.советника  подпись» (6.Л.4-5).

Лидское Городское упрощенное общественное управление 18 сентября 1901г на запрос высказалось, что «не находит возможным изъявить согласие на означенную постройку по следующим соображениям: во-1-ых из дела Городского Управления не видно, чтобы молитвенное  общество «Бейс-тфило» приговором своим постановило бы определение о постройке нового каменного здания для школы и об уполномочии своих старшин на ходатайство по сему предмету; во- 2-х, что молитвенное общество не указало приговором своим источников, из которых будут покрыты расходы на постройку школы;  в 3-их, что плац, на котором предполагается постройка молитвенной школы, вовсе не составляет собственности молитвенного  общества «Бейс-тфило», а таковой плац, обнесенный кругом забором, принадлежит молитвенной синагоге, при чем часть сего плаца обсажена деревьями вроде скверика, и на части имеется писсуар синагоги, при чем сведений о переходе или переуступке плаца синагоги к молитвенному обществу «Бейс-тфило» не имеется;  в 4-х, что предполагаемая постройка имеет быть произведена фасадом не к Школьной улице, а к проходному переулку, который на городском плане вовсе не значится. Городской староста С.С.Масленников (6.Л.6-6об).

Лидский уездный исправник 19 сентября ответил, что «предполагаемое к постройке каменное здание для еврейского  молитвенного общества в Школьном дворе г. Лиды не противоречит требованиям статей 149-152 Строительного Устава, а потому законных препятствий к разрешению этой постройки не встречается» (6.Л.7).

Для разъяснения вопросов, возникших после отказа Лидского городского общественного управления, проект постройки школы был передан  Губернскому архитектору, и он рапортом от

28 декабря 1901г объяснил, что «строение, в котором  ныне помещается означенная  школа  — ветхое, деревянное  и по размерам своим не соответствует числу молящихся,   во время исполнения молитвы духота в помещении невыносимая, тем более что высота его всего 3 аршина …  в разрешении постройки нового каменного здания школы представляется крайняя необходимость. Место, обозначенное на представленном проекте,  совершенно свободно и  при постройке школы будут соблюдены законные  разрывы, так что в техническом отношении никакого препятствия не встречается. Кроме того, при местном осмотре старшины этой школы указали купленный  участок земли также свободный прилегающий к месту предполагаемой постройки школы, который будет служить увеличением Школьного двора. Разведенный небольшой садик, обнесенный забором, останется нетронутым,  …  писсуар общественный для синагоги находится  в стороне и новая постройка  нисколько не будет служить препятствием к пользованию этим писсуаром, о чем с возвращением препровожденного дела школы Бейс –Тфило имею честь Строительному Отделению  сообщить. Губернский архитектор Полозов»(6.Л.9-9 об).

А.  Предполагаемый молитвенный дом хасидов «Бейс-Тфило».

В.  Каменный  молитвенный дом –школа хасидов № 2.

С.  Каменная  богадельня.

Д.  Деревянный  дом при богадельне.

Губернское правление определило:  «Ходатайство Лидского городского упрощенного общественного управления отклонить и разрешить старшинам молитвенной школы «Бейс-Тфило» построить  вместо существующей ветхой деревянной школы новую каменную школу…» (6.Л.11 об).

18 февраля 1902г решение Губернского Правления было доведено до  Лидского городского старосты и старшин еврейского молитвенного дома.

24 мая 1903г Строительное отделение поинтересовалось не построена ли молельная школа, на что старшины 7 июня пояснили: «школа не совсем готова, так как внутри никакой отделки еще нет, при этом обязываемся, когда школа будет совершенно отделана, без всякого понуждения с чьей -либо стороны, сделать надлежащее заявление Строительному Отделению. В чем подписываемся.  Хацкель Пупко. Гирш Зельвянский» (6.Л.19 об).

На следующий запрос Строительного отделения от 20 сентября 1903г помощник исправника Лидского уездного Полицейского Управления Р.Ф.Зубрицкий донес, что, во вновь выстроенной школе «Бейс-Тфило» «богослужение уже совершается, внутреннее  устройство этой школы не закончено»(6.л.22).

Строительное отделение возмутилось и предложило Лидскому  Полицейскому Управлению выяснить и доложить, почему  «допущено совершение молитв  в выстроенной  школе до подачи заявления об осмотре таковой, и потребовать от кого следует письменного заявления о выстройке школы для освидетельствования  техником» (6. Л.24-24 об).

17 января 1904г Р.Ф. Зубрицкий на предложение  ответил: «Членами молитвенного правления школы Бейс-Тфило уже подано Строительному Отделению заявление об окончании работ, записанный же полицейским надзирателем протокол о допущении членами молитвенного правления совершения молитв в выстроенном доме до осмотра его техником, препровожден 14 января Лидскому городскому судье для привлечения виновных к ответственности за неисполнение данной подписки» (6.Л.26).

30 июля 1904г младший архитектор Строительного отделения Комаров  и  И.о. Лидского уездного исправника А.Н. Векшинский произвели осмотр  еврейского молитвенного дома  при Школьном переулке. «При осмотре оказалось, что работы произведены с небольшими изменениями, прочно и правильно, согласно выданному разрешению и отступлений от Строительного Устава не найдено. Изменения же  оказались следущие: 1) указанного на плане подвала не сделано; 2) входы в женское отделение выдвинуты вперед до фасада и сделаны крытыми, с каменной лестницей на железных балках, а не с железною лестницей, как указано, при входе в женское отделение устроена уширенная площадка; 3) в первом этаже между сенями и молельной не имеется каменной стены, а поставлена деревянная перегородка, сени же разгорожены поперек  на две части, отделяя одну часть для сторожа; 4) указанные печи в поперечной каменной стене отделяющей мужское отделение от сеней и молельной поставлены не посредине, как указано, а по бокам; 5) с фасада двухэтажная часть имеет во втором этаже три окна, а в первом –одно окно и одну дверь. Все изменения показаны красными чернилами на чертеже. О чем и постановили записать в настоящий акт» (6.л.29).

26 августа 1904г члены молитвенной школы «Бейс-Тефило» в г. Лиде обратились в Виленское Губернское Правление по строительному отделению  с прошением: «Представляя  при сем новый план с копией плана по работам во время постройки молитвенной школы «Бейс-Тефило» покорнейше имеем честь просить Строительное отделение по утверждении плана, копию плана с разрешением на открытие школы выслать через Лидское Уездное Полицейское Управление, так как устройство школы осмотрено и одобрено было  инженером Строительного Отделения Виленского Губернского Правления. Хацкель Ицкович Пупко. И.должность казначея Элья Моносов Далинский.  Абрам Гирш Душман» (6. Л.30).

6 сентября 1904г Губернский инженер обратился к младшему архитектору Комарову с просьбой «убедиться на месте согласен ли означенный чертеж с натурою и о последующем с возвратом приложения уведомить отделение». Комаров в тот же день ответил, что «вновь представленный план во всем согласен  с натурою, и  вполне согласуется с поправками сделанными красными чернилами на старом плане, утвержденном 5 февраля 1902г» (6.Л.32).

На заседании Строительного Отделения 15 октября 1904г «постановлено: Утвердить чертеж снятый с натуры вновь выстроенной каменной еврейской молитвеной школы под названием  «Бейс-Тфило» в г. Лиде и разрешить отправление в ней богослужений, о чем сделать надпись на чертеже  и копию для вручения под расписку одному из старост школы» (6.Л.35 об).

29 октября староста молитвенного дома Хацкель Ицкович Пупко дал расписку полицейскому надзирателю г. Лиды М.М. Рудзевичу в  том, что поручение Строительного отделения от  15 октября ему  объявлено и он получил копию чертежа (6.Л.37).

       В 1913г еврейская община Лиды достигла 7 тысяч  иудеев и составила абсолютное( 65%) большинство горожан. Евреям принадлежали почти все заводы, фабрики, торговые предприятия, мастерские, рестораны, кафе, гостиницы.  Первая Мировая война, революции и Советско-польская война растащили нажитое, фашизм уничтожил все построенное.

Лидские евреи переносят священные реликвии из синагоги в свои дома (1919-1920).

Лидские евреи переносят священные реликвии из синагоги в свои дома (1919-1920).

23 июня 1941г Школьный двор  и вся центральная часть города  были уничтожены немецкими  бомбардировщиками. 

Фрагмент аэрофотоснимка 1941г. Остов Большой синагоги в верхнем правом углу, ниже  стены синагоги 1893г, левее - молитвенные школы 1899 и 1904 гг.

Фрагмент аэрофотоснимка 1941г. Остов Большой синагоги в верхнем правом углу, ниже  стены синагоги 1893г, левее — молитвенные школы 1899 и 1904 гг.

 Первоисточники.

  1. Еврейская электронная энциклопедия.
  2. Taryfa podymnego powiatu lidzkego z 1775 roku.
  3. http://www.lida.info/lidskaya-sinagoga-1893-goda/
  4. http://www.lida.info/bolshaya-lidskaya-sinagoga-1896-1941/
  5. LVIA. Ф.382. Оп.1. Д. 1511. Дъло Виленскаго губернскаго Правленiя объ утвержденiи проекта на постройку въ г. Лидъ еврейской молитвенной школы. 19.02.1893 -12.07.1899.
  6. LVIA. Ф.382. Оп.1. Д. 2192. Дъло Виленскаго губернскаго Правленiя о постройке еврейской молитвенной школы под названием Бейс – Тфило в г. Лиде. 24.08.1901 -16.10.1904.

Предоставил материал старший научный сотрудник Лидского музея – Сливкин Валерий Васильевич. При использовании материала, ссылка на сайт обязательна!


Обсуждение


  • ...

    прохожий 22 мая 2020 в 16:26

    Зажигалками немец бомбил -стены стоят, а внутри все выгорело. Однажды, когда разбирали дома на Энгельса (у Польского кладбища), увидел странное: У деревянного дома прибиты гвоздями неуместные кованные фигурные перила. Но не все детали были в наличии. Это еще в середине 40-х кто то натаскал не сгоревшие элементы декора еврейских домов.


Оставить комментарий

Все поля обязательны для заполнения.

Вы можете использовать HTML теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>