Трагическая смерть Анатолия Ермолова

21:31, 2 Май 2015

1918


История города

25 апреля на православном кладбище на ул. Советской был перезахоронен партизан отряда «Искра» младший политрук Анатолий Федорович Ермолов (прочитать статью можно тут «В Лиде прошло перезахоронение останков партизана отряда «Искра», погибшего в декабре 1942 года (фото)«). «Лидская газета», как у нее принято, изложила «боевую» версию его гибели, сославшись на Музей и на воспоминания Валентина Демидова (Л.Г. № 34 (12590) ад 29 красавiка 2015). В действительности А.Ф. Ермолов застрелился, будучи окружен партизанами своего же отряда в декабре 1942 г. Нападение же партизан на имение «Жирмуны» имело место за два месяца до его смерти в октябре 1942 г.

В Лиде прошло перезахоронение останков партизана отряда «Искра», погибшего в декабре 1942 года (фото)

В журнале «Лiдскi летапiсец» № 39-40 за 2007 г на стр. 67 эта трагическая история подробно описана.

Демидов В.А.: «Я со своей группой ехал из д. Папашаны Вороновского. Ехали через Трокели, у школы, которая была в бараке, стоит легкая кошевка. Остановились – надо посмотреть. Поставил Демушкина с пулеметом, сам пошел в школу. Вечер, часов 11, воскресенье (12 декабря 1942 г была суббота -ВС). Постучал. На мне была шинелька. Открывает дверь молодая учительница Аня в пальтишке накинутом.
— Кто у вас?
— А вы кто?
— А что по моей одежде не видно?
Вижу- свет посредине светит. Я иду, открываю дверь. Стоит человек с пистолетом, слева стоит второй и держит 10-зарядную винтовку. С пистолетом был Ермолов, с винтовкой – Земсков. Заходит лейтенант Гриша, Гриша этот быстрый был. Он ему говорит: «Ты разряди пистолет». Ермолов бах его, а сам в окно и бежать. Земсков с 10-зарядкой бежать. Я приказал: «Не стрелять!» Ермолов побежал к остальным, они были в Мергинцах. Земсков прибежал раньше, решил на помощь вести, они уже шли. А навстречу бежал Ермолов. Сам застрелился».

Слетков П.Я.: «Ермолову Анатолию Федоровичу и Земскову было дано задание наладить связь с трокельскими учительницами. Ночью в квартиру учительниц внезапно ворвалась вооруженная группа, которая скомандовала: «Руки вверх!». Земсков и Ермолов не подчинились этой команде, держа под крышкой стола пистолеты. Неизвестные опустили оружие, вдруг в помещение вбегает еще один и направляет оружие на Ермолова. Тогда Ермолов бьет его из пистолета, а сам выбивает окно и бежит. То же сделал и Земсков.

Отряд от места происшествия стоял на расстоянии 7 км. Прибежавший в отряд Земсков сообщил, что по-видимому Ермолов взят в плен. Весь отряд кинулся на выручку, надеясь отрезать полицейских на шоссе имения Дворищи. Через полкилометра на дороге был замечен человек, его окликнули: «Кто идет?». Человек притаился в кювете. Командир дал команду: «Окружить!». Отряд разошелся и молча, стал сжимать кольцо. Неожиданно внутри кольца раздался выстрел. Когда сжали кольцо, в темноте обнаружили труп, осветили и увидели лежащего Ермолова с простреленными висками. Мы его похоронили в лесу вблизи дороги, идущей от д. Гимбуты на д. Токари. Так погиб политрук Ермолов».

Демидов В.А. «Два трупа. Через день все собрались. Похоронили Гришу и Анатолия в одной могиле в лесу ближе к Токарям. Погибли по-дурацки. Ермолов дружил с Земсковым. Там в школе две учительницы были Громович Аня и Савенко Валя. Они потом были в партизанском отряде».

  1. Ермолов Анатолий Федорович (1915-12.12.1942) — младший политрук, коммунист, в группе И.А. Феоктистова с июня 1942, вместе с Земсковым предложил назвать отряд «Искра», участник боя с немцами в Гервениках.
  2. Демидов Валентин Алексеевич (14.12.1917 – 15.04. 2005) – лейтенант Красной Армии, военнопленный, командир партизанской группы из 13 человек в Вороновском районе, командир роты отряда «Искра», начальник штаба, начальник разведки штаба бригады им. Кирова. После освобождения ст. оперуполномоченный отделения по борьбе с бандитизмом, начальник отделения уголовного розыска, председатель колхоза «Родина», начальник отдела кадров лакокрасочного завода. Член райкома, депутат районного Совета.
  3. Слетков Петр Яковлевич – солдат 213 стрелкового полка 56 сд, окруженец, партизан отряда «Искра», зам командира по разведке. После освобождения с 8 сентября 1944 г. заведующий горрайсберкассой № 6402, уехал в г. Котовск, столяр, преподаватель-воспитатель.
  4. Громович Анна К. – учительница Трокельской школы, медсестра, жена начальника штаба отряда «Искра» Н.А.Васильева.
  5. Савенко Валентина — учительница Трокельской школы, партизанка, жена комиссара отряда «Искра» Ф.А. Земскова.
  6. Гриша «Ленинградский» (?-12.12.1942)- партизан из группы Демидова.

Обращаю внимание на слова Демидова, что похоронили Гришу «Ленинградского» и Анатолия Ермолова вместе.

Предоставил материал старший научный сотрудник Лидского музея – Сливкин Валерий Васильевич. При использовании материала, ссылка на сайт обязательна.

Фотография взята с сайта lidanews.by


Обсуждение


  • ...

    Прохожий 3 мая 2015 в 14:47

    Везде вранье... и все на вранье построено


  • ...

    alsgor 3 мая 2015 в 16:32

    Это особенность тоталитарных режимов.


  • ...

    Иван 4 мая 2015 в 14:45

    А второго, что откапывать не стали?? Типа на следующий раз??


  • ...

    Ивану 4 мая 2015 в 17:22

    Не, там были останки ТОЛЬКО одного человека, что как раз подвергает сомнению версию Сливкина. Просто ему всё, что не от него, то не так. Хотя он ПОКА тоже является сотрудником Музея, который по-прежнему продолжает хаять. Р.S. Свидетель, указавший данное захоронение, тоже говорил только об одном захороненом.


  • ...

    Иван 4 мая 2015 в 19:37

    Если вы читали, то тут вообще ни одной версии Сливкина нет, все со слов других людей. Сливкин всего лишь донес эту информацию.


  • ...

    Александр 4 мая 2015 в 21:17

    Иван, ему (анониму, без имени, который пишет только обращения) нет дела до версий других людей. Есть его версия и другие, - неправильные.


  • ...

    Ф-1 4 мая 2015 в 21:54

    Сливкин В.В. по крайне мере делится с общественностью историческими фактами и озвучивает версии! Видно, кому-то здорово мешает его историческая деятельность, хотя ни с точки зрения идеологии, ни со стороны морали он проблем не создавал. Так , может, на зеркало пенять, коль рожа крива? Это к НЕКОТОРЫМ особо грамотным крикунам. Вы ж за всю жизнь предложения путного не написали и пользы, сомневаемся, что принесли обществу.


  • ...

    ркг-3 4 мая 2015 в 22:33

    Сливкин В.В. зерцало)? Пожалуй зеркало нынешней эпохи


  • ...

    Александр 5 мая 2015 в 21:36

    Представьте. Парню 27 лет. Идет война. Только что ему угрожали. Поздний вечер. Дорога. Команда: "Кто идет?". Он лежит зимним вечером в грязной канаве. Он только что убил человека. Дрожь сотрясает все его тело. И не от холода, а от страха. Безудержного страха. Его окружают. Что ему делать? Последний взгляд. Последний вздох. И выстрел...тоже последний. А мы сидим в теплых квартирах у компьютера и обсужждаем его поступок. Был ли он героем? Нет. Заслуживает ли он снисхождение? Безусловно. И мирных похорон тоже.


  • ...

    «Чацкий» 5 мая 2015 в 23:07

    А судьи кто? Ныне всякая бездарь , подвязавшаяся на фальсификации оплёвывании истории((


  • ...

    Lidanews.by 7 мая 2015 в 8:48

    Уважаемый В. Сливкин руководствуется принципом: «Кто не со мной – тот против меня». Свои версии исторических событий и фактов считает догмой, другие – ни в каком виде им не принимаются. Но насколько точны его версии? В «разоблачающей» статье В. Сливкин настойчиво указывает, что А. Ермолов являлся политруком. В архивной справке №7 12/1543 от 18.11.2013 (прилагаем к тексту - http://lidanews.by/images/2015/5/3.jpg), предоставленной в Лидский районный военкомат государственным учреждением «Национальный архив Республики Беларусь», указано, что он являлся рядовым. Цитируем: «В документах архивных фондов «Белорусский штаб партизанского движения», «Партизанские формирования Барановичской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и «Подпольные партийные органы Барановичской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» имеются сведения о том, что Ермолов Анатолий (отчество не указано), 1915 года рождения, с мая 1942 года по декабрь 1942 года числился рядовым партизанской группы, затем отдельного отряда «Искра» бывшей Барановичской области. 12 декабря 1942 года он погиб, место захоронения указано: около д. Гимбуты Лидского района Барановичской области. Адрес его семьи указан: Воронежская область». Далее в представленном на сайте материале В. Сливкина события излагаются так: «Заходит лейтенант Гриша, Гриша этот быстрый был. Он ему говорит: «Ты разряди пистолет». Ермолов бах его, а сам в окно и бежать. Земсков с 10-зарядкой бежать. Я приказал: «Не стрелять!» Ермолов побежал к остальным, они были в Мергинцах. Земсков прибежал раньше, решил на помощь вести, они уже шли. А навстречу бежал Ермолов. Сам застрелился». В информационном листе (прилагаем к тексту - http://lidanews.by/images/2015/5/1.jpg и http://lidanews.by/images/2015/5/2.jpg) о захоронении партизана времен Великой Отечественной войны, составленном в присутствии представителей райисполкома и военкомата, Некраш Франтишек Антонович показывает следующее: «Примерно в 1941-1942 годах в деревне Дворище был убит партизан. Он был захоронен с почестями в лесу между д. Гимбуты и д. Токари, и на месте захоронения был поставлен крест с табличкой, на которой, я точно помню, было написано: «Ермолов Анатолий Федорович». С течением времени на месте захоронения поставлен памятник, но он не подписан». Показания скреплены подписью Ф. А. Некраша. Идем далее. В. Сливкин приводит следующее свидетельство: «Два трупа. Через день все собрались. Похоронили Гришу и Анатолия в одной могиле в лесу ближе к Токарям. Погибли по-дурацки. Ермолов дружил с Земсковым. Там в школе две учительницы были Громович Аня и Савенко Валя. Они потом были в партизанском отряде». При проведении поисковых работ и раскопок на местности военнослужащие 52-го отдельного специализированного поискового батальона обнаружили останки одного человека. Этому также имеется официальное документальное подтверждение. Значит, прав Некраш Франтишек Антонович, который свидетельствует о захоронении в могиле одного человека: «…на месте захоронения был поставлен крест с табличкой, на которой, я точно помню, было написано: «Ермолов Анатолий Федорович». Так почему же В. Сливкин утверждает, что только его версия верна? Более того, некоторые пользователи сайта готовы ее безоговорочно принять и делать свои выводы. Кстати, об упоминании музея в материале «Лідскай газеты». Во время перезахоронения останков Ермолова сотрудник Лидского музея, обратившись к журналистам, сказал, что о том, что в могиле покоится прах Ермолова, было известно и в Лидском музее. И будет справедливо, если в материале будет упомянут музей. В это время в ходе беседы и звучало «операция в Жирмунах». И последнее. Версии о событиях минувших лет, если они не подкреплены документально, могут быть разные. Учитывая это, редакция «Лідскай газеты» всегда готова предоставить страницы для продолжения темы любому автору, который заинтересован в том, чтобы дать современникам более полное представление об историческом факте. Ведь в этом заинтересована сама «Лідская газета». А бросаться необоснованными обвинениями в адрес районки с предоставленного пространства другого информационного средства (мол, кто-то как-то по-иному, чем я, посмотрел на факт из истории) не достойно уважающего себя историка.


  • ...

    Lidanews by-у 7 мая 2015 в 10:48

    Сливкин, Сливкин.... почему да почему? Возраст -- давно не юноша, многова не добиться, а в буржуинство хочется.... , а чем скандальней тем заметней(


  • ...

    Иван 7 мая 2015 в 12:21

    Вообщем как и раньше говорил, Сливкин ничего не придумывал, всего ли представлены показания других людей и сделаны выводы на их основании. Соответственно представлена другая версия произошедших событий. Чего так накинулись то?? Тогда уже нужно с Лидского летописца требовать правды.


  • ...

    dinoeL 7 мая 2015 в 12:27

    Комментарий газеты (ссылки) подправил чуть. Ждем ответа Сливкина В.В.


  • ...

    Ивану 7 мая 2015 в 12:33

    Ну так Сливкин и является одним из авторов статей "Летописца" и его учредителем


  • ...

    dinoeL 7 мая 2015 в 15:30

    to Неизвестному комментатору Сливкин давно не является учредителем Летописца.


  • ...

    Посмотрите 7 мая 2015 в 15:43

    dinoeL , откройте форзац последнего летописца "Летописца" №4 (68) 2014г. и прочитайте, кто основатель.


  • ...

    dinoeL 7 мая 2015 в 16:28

    Основатель, да, но на данный момент он к Летописцу никакого отношения не имеет.


  • ...

    Иван 7 мая 2015 в 16:30

    Да какая разница, имеет сейчас Сливкин отношение к Летописцу или нет! "Показания" давали совсем другие люди.


  • ...

    анна 7 мая 2015 в 18:57

    Спор ни о чем. Любое историческое событие можно трактовать по-разному. Возможно, и Сливкин прав, а возможно и газета права. Поди сейчас разберись. Единственное, непонятно почему этот историк-географ позволяет себе оскорбительные выпады в адрес оппонентов?


  • ...

    анне 7 мая 2015 в 19:55

    Не историк-географ , а географ-историк


  • ...

    Александра 8 мая 2015 в 2:48

    Я вот читаю Сливкина, и честно говоря, уже сомневаюсь, зачем раньше восхищалась его статьями. Такое впечатление, что не Лидская газета что-то там по-боевому пишет, а он все воюет, пиарит себя на скандалах, как соотечественники-артисты-музыканты из братской страны! Историю надо знать, уважать, и доносить людям правдиво, а не махать какой-то чушью. Вроде умный человек, а все скандалит! Удивительно, но на данный момент на стороне газеты вся моя семья. Если бы мой дед погиб, а про него Сликин написал такое, сидел бы он дома и никуда не выходил!


  • ...

    Иван 8 мая 2015 в 8:09

    to Анна И где вы видите оскорбление? to Александра Человек предоставил другую информацию и где тут правда уже вряд ли узнаем, каждая сторона предоставила свои источники. Ошибаться может как газета так и сотрудник музея, почему альтернатива у нас всегда воспринимается в штыки, привыкли, что все красиво и в радужных тонах преподносится, история может быть разной и не всегда все в ней красиво.


  • ...

    Ивану 8 мая 2015 в 9:20

    Разница в информации газеты и сливкина в том, что газета использует официальные источники информациии -- справку Национального архива РБ, запротоколированные показания свидетеля. По-моему, эти документы имеют бОльший вес, чем приведённые "воспоминания". И да, государственная газета должна в первую очередь публиковать подтверждённые материалы. Если бы Сливкин предоставил в газету эти воспоминания, уверен, что как альтернативу, что есть и такая информация в том числе, газета опубликовала бы тоже. А так Силивкин добился первого же комментария Прохожего (читайте выше) и рад. Думаю, больше ему и не надо было.


  • ...

    Александре 8 мая 2015 в 11:14

    А разве / умный человек /, обязательно правдивый ?


  • ...

    dinoeL 8 мая 2015 в 11:24

    Надеюсь ответ Сливкина будет, ждем.


  • ...

    поФИГИСТИК 8 мая 2015 в 11:35

    Как гриццо, в первых строчках своей статьи, аффтор пишет: «Лидская газета», как у нее принято, изложила «боевую» версию его гибели, сославшись на Музей " )))))))))), забыв добавить, в котором я работаю научным сотрудником))))))))))))))))))))))


  • ...

    dinoeL 8 мая 2015 в 12:53

    После выходных будет опубликован ответ Сливкина В.В.


  • ...

    пешеКОТ 8 мая 2015 в 14:47

    Из серии неочевидное и невероятное


  • ...

    Антонио Бандерас 8 мая 2015 в 16:39

    Хотелось бы отметить, что складывается ощущение, что все комментаторы, поддерживающие позицию "Лиццкай газеты, с вероятностью в 99%, пишут с одного и того же IP все эти дни. Обязательно обращусь "по знакомству" к администрации, чтобы приоткрыли тайну.... Мне так, чисто поржать ))))))


  • ...

    пешеКОТ 8 мая 2015 в 21:52

    "после выходных будет опубликован ответ Сливкина В.В." ...... а кому то после Праздника


  • ...

    Александра 9 мая 2015 в 0:14

    Я часто посещаю сайт и никогда не пишу комментарии. Дело даже не в газете и не в версии того же Сливкина. Те факты, что привел Сливкин какие-то странные. Таких свидетелей тогда и сейчас особенно много. Газета написала конкретно, Сливкин же сослался на людей, которых и в живых может быть нет. Говорили они правду или несли полный бред, чтобы быть значимыми, мы не узнаем. Люди скрывают многое. Но зачем говорить о человеке, который, может быть волею случая погиб (застрелился), и при этом не был бандитом, а родственников, которые могли бы его память защитить, уже нет! У меня дед воевал в артиллерии. Как там было, что там было, - не надо трогать память умерших. Люди пережили такой ужас войны! Кстати, а где можно купить книги Сливкина об истории Лидского района? Может кто- нибудь подскажет. Буду благодарна.


  • ...

    Милана 9 мая 2015 в 9:58

    А я что-то не могу понять противостояния государственного музейного чиновника государственной газете. Это нынче прикол такой?


  • ...

    Dmitryj 9 мая 2015 в 20:13

    Дело в том что у Сливкина нет книг. Так, мелкую труху он написал, как вот в случае этого партизана. А книги - это немного другое и не для сливкина :(


  • ...

    Алекс 9 мая 2015 в 23:36

    О мертвых или хорошее, или ничего... Правило есть такое. Из жизни оно. Бывает, нарушается. История - не математика. Нет в ней теорем, доказательств, необходимого и достаточного условий... Есть точка зрения одних людей, других, третьих. Преобладает, обычно та, которая совпадает с идеологией государства. Вспомните, как обожесвляли Ленина, а теперь на Украине памятники сносят, названия улиц меняют. И где она правда? Где-то, наверно, посередине. Просто кто-то прощает вранье, а кто-то - нет. Не стоит плохо говорить о мертвых, и шакалами накидываться на живого человека тоже не стоит. Просто потому, что он думает иначе, а его точка зрения не совпадает с точкой зрения толпы.


  • ...

    ф-1 10 мая 2015 в 0:58

    Антонио Бандерас, не тяни кота за... усы)) давай колись:".. .складывается ощущение, что все комментаторы, поддерживающие позицию "Лиццкай газеты, с вероятностью в 99%, пишут с одного и того же IP все эти дни..." и я того же мнения, кому-то ВВСливкин прищемил кое что, вот и поливают, причём грамотным слогом, очень похожим на журналистское ля-ля -ля... "Лидский летописец" - прекрасный журнал!!! ВВСливкину и Суднику низкий поклон за него.


  • ...

    Милана 10 мая 2015 в 10:43

    Стесняюсь спросить... А что -- админы на этом ресурсе сливают по-знакомству IP-адреса?


  • ...

    admin 11 мая 2015 в 11:20

    Да, сливаем, конечно!


  • ...

    Милана 11 мая 2015 в 12:19

    Ой... Значит надо держать язык за зубами)))) Мало ли кто в друзьях может быть)))


Оставить комментарий

Все поля обязательны для заполнения.

Вы можете использовать HTML теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>