Учебные заведения Лидского повета

10:43, 11 Апрель 2016

593


История города

Учебные заведения Лидского повета.
(сокращенный вариант)

Лидский повет был образован при административно территориальной реформе 1565-66 гг. Чуть раньше, в 1550-х годах в Великое княжество Литовское, Русское и Жамойтское проникли идеи Реформации. Активным сторонником Ж. Кальвина был воевода виленский, канцлер Великий Литовский, Лидский «державца» князь Николай Юрьевич Радзивилл «Рыжий» (1512 -1584). Около 1560 г. при его содействии в Белице была открыта кальвинистская школа. Такие же школы в 1570-х годах существовали при сборах в Докудово, Зблянах, Сельце и Ваверке. В кальвинистских школах изучали катехизис, западнорусский и латинский языки, арифметику, в небольшом объеме историю и географию.

Вслед за Реформацией и кальвинистами в ВКЛ по приглашению виленского епископа Валериана Протасевича-Шушковского пришли иезуиты и Контреформация. Первый иезуитский коллегиум (коллегия) был открыт в Вильно в 1570 г., девять лет спустя коллегиум был преобразован в Виленскую Академию – первое высшее учебное заведение Восточной Европы. Всего лишь в 30-120 км от Лидской земли.

В это же время в Лиде и Белице появились хедеры — еврейские начальные школы, где в обязательном порядке учились все без исключения еврейские мальчики. С 4 лет они обучались азбуке и чтению еврейских текстов, с 5 лет изучали Пятикнижие, с 8 лет углублённо занимались Талмудом. Последние две тысячи лет практически каждый еврейский мальчик был грамотным, у каждого из евреев не менее 70 поколений грамотных прародителей. Действовали хедеры при любой бедности и в самые тяжелые для евреев времена. Там, где селились евреи, сразу же появлялись синагога и хедер. Разрешение на строительство синагоги лидские евреи получили в 1579 г.

С получением магдебургского права в 1590 г. лидские мещане должны были, наряду с ратушей и часами, построить христианскую школу — таково пожелание короля Жигимонта Вазы: «Желаем тоже, чтобы шляхта, бояре, люди служивые любого сословия,… как и все лидские граждане …за свой счет построили … христианскую школу» Старостой Лидского повета с 1579 по 1602 г. был яркий кальвинист и писатель Ян Станиславович Абрамович. Христианскую школу, конечно же, построили, но сведений о ней не сохранилось.

Просвещение в XVI – XVII веках на Лидской земле развивалось в условиях конкуренции различных религий и конфессий. Начальные школы действовали при православных и униатских церквях, католических костелах, кальвинистских сборах, синагогах. Школы давали элементарные знания по чтению, письму и счету. Детей богатых родителей обучали домашние учителя.

В это же время в ВКЛ были созданы типографии, в них издавались массовыми тиражами катехизисы, евангелия, грамматики, буквари.

Катихисис то ест наука стародавная христианьская от светого писма для простых людей языка руского в пытаниах и отказех събрана. Издал Симон Будны в 1562 г в Несвиже. Первая напечатанная на территории Беларуси книга и первый школьный учебник.

Катихисис

Появились и первые частные библиотеки. В первой четверти ХVII столетия одной из лучших библиотек ВКЛ владел министр Белицкого кальвинистского сбора Лукаш Беднарски. В его библиотеке имелись сочинения Кальвина, Цвингли, Лютера, Буллингера, античных классиков, «Библия» С.Будного, «Космография» Мюнстера, «Апология» Кривицкого, рукописный статут ВКЛ и др.

Продолжительная война с протестантской Швецией и православным Русским царством в середине ХVII века, получившая название «Потоп», огромные людские потери, уничтожение хозяйств, эпидемии, страшный голод привели к резкому изменению религиозной ситуации. Католичество и униатство становятся государственными религиями, православие и протестантство ликвидируются. В начале XVIII века были закрыты православные и протестантские школы. 26 августа 1696 г. польский язык был законодательно закреплен генеральной конфедерацией Польши и ВКЛ как официальный.

Монополию на образование получили католические Ордена, в первую очередь — иезуиты. Иезуиты в Лидском повете с 1578 г. владели имением Дворищи, с 1585 г. — имением Трокели. Дворище-Трокельский хозяйственный комплекс общей площадью более 100 км2 находился во владении иезуитов почти двести лет, доходы с него шли на содержание иезуитских учебных заведений. Иезуиты основали миссии в Ваверке, Дылево и Семяковщине, но ни одной школы в Лидском повете не открыли.

Грамоте лидских христиан учили доминиканцы Василишского (с 1658) и Ельненского (с 1672) монастырей и кармелиты Лидского (с 1672) монастыря. Обучение в монастырских школах велось на латинском и польском языках.

Функционировали хедеры, где еврейских детей учили на идиш, и только священники униатских церквей продолжали учить своих детей «по русско-славянски».

Магнаты и богатые шляхтичи нанимали себе частных педагогов, как правило, монахов. Кароль Флориан Корыцки (1702-89) –будущий иезуит, доктор философии, профессор; также как и его брат, поэт Михал Корыцки (1714-81)- иезуит, доктор философии и профессор, начальное образование получили дома — в имении Дитрики.

Пиарские школы и коллегиумы.

В начале XVIII века в Лидском повете появились монахи Ордена бедных регулярных христианских школ во имя Божией Матери — patres scholarum piarum (отцы школ благочестивых), в просторечии — пиары или пиаристы. Орден был основан в 1597 г. испанским священником Иосифом Каласанцем для бесплатного обучения и воспитания юношей из бедных семей. В 1621 г. утвержден папой Григорием ХУ. В 1695 г. создана Литовская вице — провинция Ордена пиаров, в 1736 г. преобразована в Литовскую провинцию.

Монахи –пиары

Монахи –пиары

На Лидской земле пиарские учебные заведения — коллегиумы появились и существовали благодаря семьям Юзефовичей–Глебицких и Сципионов де Кампо.

Первая пиарская школа была открыта в Щучине.

Предыстория. В середине XVII века Щучин Литовский принадлежал витебскому подстолию итальянского происхождения Яну Лимонту. Во время русско-польской войны он занял 10 тысяч злотых под залог Щучина и Щучинка. Вернуть их своевременно не смог, принудил жену Анну, дочку слонимского земского судьи Полубинского, заложить Щучинок вторично за 7 тысяч злотых. Обман раскрылся, начались судебные тяжбы. В 1683 г. Ян Лимонт умер, оставив долг жене и детям Казимиру и Криштофу. Старший сын Казимир занял еще 2 тысячи злотых под залог Щучина и уехал на войну, где был убит. Вдова Анна вышла замуж за очередного витебского подстолия Юрия Юзефовича-Глебицкого, родила дочь Терезу и умерла. Юрий Юзефович-Глебицкий женился вторично на соседке Катажине – дочке венденского хорунжего итальянского происхождения Андрея Сципиона де Кампо. В 1687 г. у них родился сын Александр. В 1691 г. Криштоф Лимонт за 48 тысяч злотых продал Щучин Ежи Юзефовичу Глебицкому, рассчитался с долгами и вступил в Орден иезуитов. В 1699 г. дочь Юзефовича-Глебицкого Тереза вышла замуж за младшего брата мачехи — лидского гродского писаря Яна Сципиона де Кампо. В 1718 г. Ежи Юзефович –Глебицкий умер. В последний путь его вместе с родственниками провожали монахи –пиары, которых Юзефович-Глебицкий пригласил в Щучин, и 13 июня 1718 г. оформил необходимые документы на основание монастыря и школы. Почему то пригласил пиаров, а не иезуитов. К этому времени Криштоф Лимонт — брат Терезы был вторично избран ректором Виленской иезуитской Академии.

Щучинский коллегиум (1726-1803).

Монахи-пиары разместились в Щучине при парафиальном костеле Св. Ежи (Юрия) и открыли начальную школу. В 1726 г. сейм подтвердил основание в Шучине средней школы — коллегиума пиаров. Это был третий коллегиум в Литовской вице-провинции после Дубровицкого (1684) и Любешовского (1693). В дополнение к коллегиуму Тереза Сципион де Кампо в 1742 г. открыла конвент сестер милосердия и госпиталь. Лидские старосты Сципионы де Кампо – Ян (?-1738), Юзеф (ок.1700-1743), Игнацы (1728-1791), Юзеф (ок.1755 -1802) — муж, сын, внук и правнук Терезы традиционно поддерживали пиаров. Монахи получили во владение фольварк Родевичи, посадили сад, возделывали огород. Учеба в коллегиуме была бесплатной. Но поступить туда можно было только после окончания пиарской начальной парафиальной школы. Школа была платной.

В 1730-е годы были построены из дерева монастырь, костел, школа, хозяйственные постройки. В Литовской провинции Ордена Щучинский монастырь считался одним из самых богатых. В 1742 г. здесь жили 30 монахов, в 1845 г. функционировал профессорский класс.

Монастырем и коллегиумом руководили ректоры: Выковски Себастиан (1700-1764), Росолецки Шимон Лукаш (1697-1752), Головиньски Клеменс Михал (1708-1755), Цяпиньски Ежи Михал (1718-1768), Ярманьски Бонавентура (1725-1784), Францкевич Михал Юзеф (1730-1780, умер в Щучине), Карвовски Иоахим Теофил (1736-1821, умер в Щучине). Это были весьма образованные и талантливые люди.

Е.Цяпиньски — поэт, прозаик, великолепный оратор, впоследствии проповедник Виленского кафедрального собора переписывался с М. В.Ломоносовым. В одном из писем М.В.Ломоносов осведомлялся у него о природе горацианских и сапфических стихов.

М. Францкевич — впоследствии профессор, из-за него поговорка пошла: «умный, как Францкевич», провинциал литовских пиаров в 1775-78 гг.

Б. Ярманьски был священником и учителем в семье Станислава Радзивилла, расширил школьные здания, помог основать аптеку, обогатил библиотеку монастыря, передав часть своих книг, был провинциалом в 1778-81 гг.

В коллегиуме преподавали Леопольд Скуржевски (1679-1765), Юзеф Прокопович (1716-1749), Юзеф Шанявски, Еустахи Куровски (1708-1758), Винценты Клозе (1717-1758), Иоахим Радомыски (1698-1771), Юзеф Кентрыньски (1721-1771), Войцех Коморовски (1723-1767), Людвик Бреннет (1738-1766, умер в Щучине), Киприан Коморовски, Францишек Ярмаковски (?-1784), Мацей Тукалло (1727-1807)- будущий провинциал Ордена, Ян Канты Выковски (1731-1806)- учил античным и восточным языкам, истории, сочинил 4 пенегирика в честь Сципионов де Кампо; Фульгенты Обермайер (1733-1784, умер в Щучине), Августин Жилевич – преподавал математику и физику, Изидор Секлюцки (1762-1829), Юлиан Малишевски (1767-1791), Фердинанд Серафинович (1759-1812) – впоследствии редактор «Курьера Литовского», Вавринец Адамович, Ангел Довгирд (1776-1835).
Обычно в учебном году были задействованы 3 -4 преподавателя, бывало и больше – до 6 (1782). Каждый год, за редким исключением, учительский корпус обновлялся. За 77 лет существования коллегиума сменилось около 200 учителей.

Станислав Бонифаций Юндзилл (1761-1847)

Станислав Бонифаций Юндзилл (1761-1847)

Самым известным среди преподавателей Щучинского коллегиума был Станислав Бонифаций Юндзилл. Он учительствовал в коллегиуме в 1785-86 гг., организовал изучение естественной истории. Увлекся ботаникой, начал собирать растения, заложил при школе маленький дидактический ботанический садик: «Первой моей попыткой было проникнуться как следует духом новых положений Общеобразовательной Комиссии и освоить элементарные книжки, которых уже много было издано…. Читая усердно одно и другое, убедился в необходимости и цели первых, также как в добросовестности вторых; счастливым случаем нашел подобную послушность и убеждения в двух младших коллегах моих, в Изидоре Секлюцком… и незабвенном, наилучших надежд Юлиане Малюшевском, учителе первого класса. Разделив между собой предметы и часы, согласно предписаниям школьного устава, первыми из литовских пиаров с таким усердием и пользой исполняли свои обязанности… Между книжками элементарными была тогда ксендзом Клюкой, написанная и выданная уже, «Ботаника», само только пояснение описанных слов содержащая. Во всем образовательном сословии не было еще учителя, который о ботанике имел представление. Книга его (Жилибера-В.С.) «Flora lithaunica inchoata», к стыду века нашего, и на утешение темноты иезуитской из академической типографии, как ни на что не пригодная, выброшена… Следа её в крае не осталось бы, если бы 5 экземпляров для себя и разных библиотек пиарских не закупил. В таких- то обстоятельствах отважился первым ввести в щучинских школах и от сухости описаний без приспособления образов освоить ботаническую науку, собирая для парка и сажая те виды, которые для объяснения характеров рядовых классических служить могли. И это было первым моим, слабым в ботанике шагом».

Последующие три года С.-Б.Юндзил был гувернером в семье Игнацы Сципиона де Кампо. « Пребывание мое в Щучине… принесло мне еще такую пользу, что посещая дом живших там тогда Сципионов, подстолиев литовских, в их шляхетном обществе научился хорошим и достойным манерам и совсем отвык от произношения и выражений провинциальных, которые везде и сразу выдают моих земляков литвинов». У Игнацы и его жены Марианны было 6 детей, все они обучались в коллегиуме и затем в Виленской Академии. В продолжение 1786-89 гг. С.-Б.Юндзилл основал в Щучине ботанический парк. Считается, что этот несохранившийся парк был вторым на территории Беларуси после гродненского, основанного Ж.Э.Жилибером.

Курс обучения в пиарских коллегиумах был рассчитан на 6 лет. Ученики должны были усвоить традиционную для коллегиумов сумму знаний по теологии, латинский и польский язык, обязательное для будущих деятелей красноречие. В 1780-х годах в программы пиарских коллегиумов Литовской провинции ввели математику, физику, историю Польши и всеобщую историю.

Количество учеников колебалось от 69 (1788/1789) до 170 (1735), обычно превышало 100 человек. Оценочно образование в Щучинском коллегиуме получили около 8 тысяч юношей. Среди них: будущий историк -археограф, правовед Доминик Матей Догель,

Доминик Матей Догель (6.08.1715 – 24.02.1760)

Доминик Матей Догель (6.08.1715 – 24.02.1760)

будущий доктор богословия, математик, историк права, филолог, переводчик, профессор Литовской Главной школы Бернард Сыруць (8.10.1731-31.05.1784);
будущий доктор юридических наук, философ Даниель Казимир Нарбут (1738-1807);
будущие лидские старосты Игнацы (1728-1791) и Юзеф (ок.1755 -1802) Сципионы де Кампо; будущий генерал-майор Лидского повета Кароль Сципион де Кампо и его братья Павел и Винцен Сципионы де Кампо;
будущий лидский фармацевт Ян Фридерик Вольфганг (1776-1859).

Вереновский коллегиум (1736-1759).

В 1730 г. лидский староста Юзеф Сципион де Кампо (ок.1700-1743) женился на Верене Фирлей (?-1739) из Дубровиц. От родителей — Яна и Терезы молодожены получили местечко Блотно, которое вскоре по имени молодой жены стало называться Вереновым.

1 сентября 1735 г. Ян, Тереза, Юзеф и Верена Сципионы де Кампо подписали поручительство по делу поселения в Блотно монахов-пиаров. Основатели подарили Ордену участок земли под монастырь и школу и 50 тысяч злотых на содержание 12 монахов: 10 тысяч на фольварке Лопатишки вместе с д. Вильканцы; 5 тысяч на Осове Самуэля Беликевича; 10 тысяч размещенных на рожанском кагале; 20 тысяч «правом остаточным» на Меречи и 5 тысяч наличными. К этим суммам Сципионы по завещанию их дворянина Войцеха Стецевича добавили 22 тысячи злотых, размещенных на Радивонишках. Ассистент Литовской пиарской провинции Анзельм Бохенски и вице-провинциал Людвик Блажевски приняли это поручительство. 17 октября провинциал Амброзий Вансович утвердил «фундацию».

В 1736 г. в Блотно прибыли два монаха Ян Богуцки (1688-1756) –ректор школы и Теодор Борковски (1685-1750) – администратор парафии, казначей и учитель. Они приняли парафию с костелом Святого Тадеуша, возведенного в 1705 г. на средства маршалка лидского Александра Яна Мосевича, и сразу же открыли школу.

В 1737/38 учебном году, наряду с начальными классами (инфима и грамматика), в которых обучал детей Теодор Борковски, появились высшие классы (поэзия, риторика), в которых преподавал монах Константин Чарнецки. В классе инфима учились читать и писать, зубрили латинские склонения и спряжения, в классе грамматика изучали этимологию латинского языка и правила латинской конструкции, в классе поэтика учились сочинять латинские и польские стихи, в классе риторика – изучали польское и латинское красноречие. Редкий ученик доходил до конца, обычно образование заканчивалось грамматикой.

В 1738/39 учебном году каждый класс уже имел отдельного учителя. Первые годы монахи жили в плебании, занятия проходили во временных помещениях. 15 августа 1737 г. ректор Ян Богуцки получил 10 тысяч злотых от Яна Сципиона де Кампо и приступил к строительству. Спустя 6 лет были возведены необходимые жилые и хозяйственные постройки.

К несчастью для Вереновского коллегиума виленские пиары в 1723 г. ввязались
в тридцатилетний конфликт с иезуитами. Иезуиты категорически возражали против открытия пиарских школ в Вильно и на прилегающих территориях. Римская курия поддерживала пиаров, король и виленские власти были на стороне иезуитов. С 1738 г конфликт перешел в судебную стадию. Пять раз заседал асессорский суд ВКЛ и каждый раз побеждали иезуиты. Первый асессорский суд в Бресте 28 марта 1738 г. издал декрет, по которому пиарские школы в Вильно, Веренове и Гераненах должны быть закрыты. Приехавших 6 мая в Веренов экзекуторов (судебных исполнителей) пиары не приняли, двор занять и школу закрыть не позволили. На асессорском суде в Варшаве во время сейма 1738 г был принят второй декрет, пиарам вновь приказано закрыть школы и оплатить судебные издержки в сумме 5850 злотых. Третий декрет от 18 марта 1739 г подобен двум предыдущим, сумма издержек возросла до 7850 злотых. 11 января 1740 г.

в Бресте был принят четвертый декрет, идентичный прежним: сумма издержек выросла до 8850 злотых, пиарам противостоящим исполнению приговора были обещаны изгнание и бесчестье. Как и раньше экзекутор ничего не добился. 18 ноября 1740 г в Варшаве был принят 5-й декрет: сумма издержек увеличена до 8850 злотых, а Огинская и престарелая Тереза де Кампо Сципион, как побуждающие к отпору, были осуждены на изгнание и бесчестье. Ректор Ян Богуцки при поддержке учеников вновь отстоял коллегиум. Пиары обратились к Папе в Рим…

В 1742 г. в Веренов был переведен вице-ректор Виленской пиарской школы Ипполит Жеглицкий (1691-1755), под его руководством был расширен деревянный костел Святого Тадеуша, который простоял до 1967 г.

Парафиальный костел Святого Тадеуша в Вороново. 1910 г.

Парафиальный костел Святого Тадеуша в Вороново. 1910 г.

За четверть века существования Вереновского коллегиума в нем сменились 7 ректоров: Ян Богуцки (1737-42,1755-56), Ипполит Жеглицки (1742-45), Гордиан Войцех Сковроньски (1745-48), Леон Людвик Головиньски (1748-51), Клеменс Головиньски (1751-55, умер в Веренове), Никодем Козиковски (1756-57), Иоахим Радомыски (1757-60, до 1768 г настоятель монастыря).

Учебно-воспитательным процессом руководили префекты: Алекси Овсяны (1740/41), Эразм Издебски (1741-43), Генрик Шачыньски (1743/44), Иероним Модзелевски (1744-46), Яцек Залески (1746-48), Викторын Квяткевич (1751/52), Антони Островски (1754-56).

Преподавателями были 29 монахов. По 4 учебных года отработали Стефан Вавжиньски и Антони Островски, обычно работали один учебный год, редко два. Это была обычная практика для пиарских коллегиумов.

В 1745-1754 гг. в Веренове действовал профессорский класс теологии, в котором готовили преподавателей высших классов коллегиумов. Это было, по сути, первое высшее учебное заведение на Лидской земле. В профессорском классе моральную теологию преподавали профессоры Ипполит Жеглицки (1745-47), Эустаци Куровски (1747/48), Бенедикт Схубард (1750/51); священную теологию — профессоры Клеменс Головиньски (1748/49) и Леон Головиньски (1752-54); теологию догматическую — профессоры Константы Прозофович (1748/49) и Викторын Квяткевич (1751-52), теологию аскетическую — профессор Инноценты Манн (1751-54).

В профессорском классе учились: в 1745/46 учебном году Игнацы Собаньски, клирики Людвик Заборски, Ян Вогель; в 1746/47 у.г. — Ксавери Хейкинг, клирик Доминик Анцевич; в 1745-47 гг. — клирик Стефан Гансевски; в 1747/48 у.г.- Онуфри Войлковски, клирики Аугустин Петрушевич и Антони Кломфас; в 1746-48 гг. — Антони Островски; в 1748/49 у.г.- Казимеж Крашевски, клирики Мацей Тукалло, Михал Кентжыски, Бонавентура Ярманьски, Павел Ширма; в 1749/50 у.г. — клирики Вацлав Новицки и Матеуш Гродецки; в 1750/51 у.г. — клирики Владислав Швейковски, Игнацы Годлевски, Кароль Яркуло; в 1751/52 у.г.- Войцех Коморовски, Доминик Грабовски, Адам Толлочко, в 1752/53 у.г. — клирики Анджей Гумковски, Людвик Любаньски, Бонифаци Врублевски; в 1751-53 гг.- клирики Тадеуш Ланг и Иероним Гарабурда; в 1753/54 — у.г. Рафал Фейлгабер, клирики Гервазы Оскерко и Михал Францкевич. Всего в профессорском классе прошли обучение 31 пиар. Некоторые из выпускников отметились в польской истории: Бонавентура Ярманьски в 1750-55 гг. работал в семье крайчего ВКЛ в 1752-59 гг Станислава Радзивилла, обучал его жену и сына, затем вместе с Михалом Францкевичем и Мацеем Тукалло преподавал в Любешовском коллегиуме, был ректором Щучинского коллегиума. Мацей Тукалло преподавал в Щучинском коллегиуме, участвовал в издании 4 тома Кодекса М.Догеля, избран провинциалом. Антони Островски после окончания профессорского класса преподавал в высших классах Вереновского коллегиума (1752-56), был его префектом (1754-56), а затем был ректором Лидского коллегиума (1760-63). Павел Ширма преподавал в высших классах Вереновского коллегиума. Впрочем, учеба в профессорском классе не гарантировала перехода на более высокий уровень — Ян Вогель, Онуфри Войлковски, Антони Кломфас, Матеуш Гродецки остались учителями низших классов.

В 1737-45 гг. в Веренове проживали от 6 до 11 монахов, в 1745-54 гг. от 12 до 16, 2 — 4 из них занимались обучением детей.

12 января 1756 г. Игнацы Сципион де Кампо подписал акт перемещения вереновского коллегиума в Лиду. Из акта: «Переселяется Орден Пиаров в благородный королевский город Лида… Родители и деды из желания умножения Божьей Благодати создали вечный фонд и к выполнению этих намерений своих, самыми способными к науке, набожности и пылкости признали монахов Ордена пиаров, а для улучшения оставленного фонда, перенося в Лиду — добавили под новое заселение участок, купленный у госпожи Луизы Годебской, которая этот участок приобрела у евреев«.

9 марта Виленский епископ Михал Ян Зенкович — основатель Лидского Крестовоздвиженского костела утвердил акт перемещения, 2 августа акт был вписан в книги Главного Трибунала ВКЛ. Перемещение коллегиума оправдывалось лучшим положением Лиды.

Лидская пиарская школа (1756-1759).

Летом 1756 г. монахи-пиары Иосиф Контриньски и Иосиф Вислоух приехали в Лиду. Поначалу занятия проходили в корчме на ул. Виленской. Почти все вереновские ученики переехали в Лиду. В 1758 г были построены костел, дом на 12 монахов и небольшое здание школы.

Ректором в эти школьные годы был Антони Островски; префектами: Юзеф Кентрыньски (1756/57, преподавал поэзию и риторику), Доминик Грабовски (1757/58) и Антони Островски (1758/59). Преподавателями были: Юзеф Вислоух (1756/57: грамматика), Ю. Гермер (1757-59: грамматика), Миколай Тупальски (1757/8: поэзия, риторика); Флориан Крушевски (1757/8: начальное обучение), Людвик Любаньски (1758/59: поэзия, риторика), Фелициан Мартиновски (1758/59: начальное обучение).

Лидский коллегиум (1759-1803).

В 1759 г. Лидская пиарская школа получила статус коллегиума, в 1762 г король Август III одобрил основание монастыря в Лиде и подписал разрешение на передачу пиарам участков уже занятых ими. Процесс утверждения завершил чрезвычайный сейм в 1774 г.: «С согласия всех сословий основание монахов пиаров в городе нашем Лиде Инаци Сципиона подстолия ВКЛ, судебного лидского старосты, на плацах земских, одним его собственным, а другим Спортиковским, от Юзефа Божимовского судьи Земского Лидского уступленным, исполнены, утверждаемы также для скудости поименованных участков, прилежащий участок прикупить тем же ксендзам пиарам для удобного строительства костела, монастыря и школ разрешаем». К 1774 г. пиары расширили свою территорию до 4.5 гектаров.

Коллегиум функционировал в Лиде 44 года, давал классическое гуманитарное образование. За годы существования коллегиума сменились 9 ректоров: Антони Островски (1760-63), Войцех Коморовски (1763-67), Казимеж Яблоньски (1768-69), Александер Волмер (1769-1792), Флориан Крушевски (1793-95), Адриан Шалевич (1796), Павел Выговски (1897), Филип Бонарски (1797-99), Себастиан Данбровски (1799-1803). 23 года в должности ректора пробыл А. Волмер, в Лиде он и умер 12 декабря 1802 г. С. Данбровски строил каменный костел и довел здание до карнизов, одновременно был пробощем ваверским и дылевским.

Префекты: Юзеф Гермер (1759-61), Александер Волмер (1761-69), Ян Пожерски (1769/70), Михал Кентрыньски (1770/71), Антони Микуцки (1771/72), Михал Турковски (1772-74), Яцек Крассовски (1774-76), Дионизы Гуринович (1776-78, 1781-83), Бернард Помарнацки (1778/79), Ксаверы Янковски (1779-81), Анджей Сьвиршчевски (1783/84), Павел Выговски (1785-90), Бернард Поренбски (1790/91), Вавринец Адамович (1791-93, 1802/03), Адриан Шалевич (1794-96), Амброжы Сагайлло (1796/97), Гжегож Янкевич (1797-1802). Префекты за небольшим исключением (Шалевич, Янкевич) преподавали в старших классах. Префектами назначались профессоры, которые имели соответствующий опыт преподавания.

За единственным исключением- Антони Микуцки в 1771/72 учебном году занимал должность префекта, будучи магистром и клириком.

Обучение в Лидском коллегиуме вели три преподавателя, кроме 1795/96 учебного года, когда занятия вели два преподавателя. По сложившемуся обычаю педагогические кадры ежегодно менялись, иногда на следующий учебный год оставался один преподаватель, реже – двое, и только однажды, в 1780/81 учебном году состав преподавателей сохранился полностью. Список преподавателей включает 62 фамилии.

38 преподавателей преподавали в коллегиуме по одному году. Одним из них был Ангел Довгирд (1776-1835) — позднее доктор наук, философ, логик, психолог, преподаватель Виленской академии, исследователь философии Канта, автор двух монографий. 15 монахов учительствовали по два учебных года, среди них был Антони Микуцки, который преподавал в 1770-72 гг. красноречие, поэзию и риторику. Осенью 1771 г. и летом 1772 г. силами учеников он поставил на лидской сцене две авторские пьесы «Несчастливость вседа внимательных и недовольных людей…» и «Трагедия о заговоре Катилины». Позже А.Микуцки стал ректором Виленского пиарского коллегиума (1787-96) и усиленно, но безуспешно, добивался должности виленского епископа. Шесть лет подряд вел занятия в 3-м классе Павел Выговски (1747-1818), Семь лет преподавал во 2-м классе Анджей Конюшевски – он привил ученикам любовь к ботанике — научил собирать луговые и лесные растения, классифицировать их, запоминать названия, создавать гербарии. Восемь лет с перерывами учительствовал Вавринец Адамович.

В 1760-х годах ученики проходили начальное обучение, классы грамматики, поэзии и риторики. В 1770/71 учебном году появился класс красноречия. В 1772 г. по воскресеньям стали читать, как предмет, мораль, и факультативно арифметику и геометрию.

14 октября 1773 г. в Варшаве была создана Эдукационная (Образовательная) комиссия, которая должна была осуществить прогрессивную реформу системы образования. В основу реформы были положены несколько принципов: бессословность образования, освобождение от религиозного влияния, физико-математическая направленность обучения, ступенчатость: нижнюю ступень должны были составить парафиальные школы, среднюю – окружные и подокружные школы- коллегиумы, верхнюю – университеты и академии. Эдукационная комиссия была первым в Европе министерством народного образования, в её подчинение были переведены все типы школ. Комиссия разработала план преобразований, который нашел отражение в «Уставе, предписанный комиссией народного просвещения для академий и школ Речи Посполитой». Программа обучения приобрела светский характер, латинский язык отошел на второй план, уроки теологии перенесены в костел, расширено преподавание естественных и математических наук. Были изданы новые учебники по арифметике, алгебре, геометрии, логике, физике, естественным наукам. Одним из членов Комиссии был уроженец имения Крупа, выпускник Щучинского коллегиума монах -пиар Даниель Казимир Нарбут, он написал учебник логики.

Даниель Казимир Нарбут (1738-1807).

Даниель Казимир Нарбут (1738-1807).

Ректоры и префекты Лидского коллегиума не торопились осуществлять преобразования. Монахи упорно держались за старую систему преподавания. Только с 1779 г. в коллегиуме стали преподавать арифметику и геометрию. Однако ни один из природоведческих предметов не был включен в учебную программу. Инспекторы Образовательной комиссии, которые контролировали выполнение новых программ, оценивали уровень преподавания, проверяли методы обучения и успеваемости учеников, весьма критично оценивали успехи учеников Лидского коллегиума, отмечали невыполнение предписаний, плохое питание и неудовлетворительную подготовку преподавателей.

В 1782 г. завершились четырехлетние хлопоты по строительству кирпичного двухэтажного, с двумя крыльями здания коллегиума. 14 февраля здание было заселено, ночью угорели насмерть бывший ректор Казимеж Яблоньски и Самуэль Головински. В этот же год вместо классов начального обучения и грамматики сформированы 1-й и 2-й классы, в 1784 г. вместо класса поэзии и риторики появился 3-й класс. Лидский коллегиум стал трехклассным учебным заведением с шестилетним сроком обучения — в каждом классе учились по два года. В 1783/84 учебном году были внесены изменения в учебные программы. В следующее десятилетие инспекторы позитивно оценивали работу коллегиума.

Количество учеников в 1780-е годы колебалось в пределах 66-90 человек, в 1790-е снизилось до 50-52. Учились в коллегиуме дети шляхтичей и мещан в возрасте от 8 до 24 лет. Режим дня был чрезвычайно строгим – учеба начиналась в 7 утра часовой молитвой, заканчивалась в 16 часов последней лекцией. Прием гостей и перемещение по городу строго ограничивалось, и возможны были только с разрешения префекта.

12 выпускников коллегиума, которые проявили выдающиеся способности в науках и высокий уровень моральности были награждены медалью «Deligentaсa»(Избранному), утвержденной в 1775 г. королем Станиславом-Августом. Это Ф.Богатко (1787), Ю.Лисовски (1787), А.Лисовски (1787), Я.Димитрович (1788), А. Конюшевски (1788); З. Кунцевич (1789), М. Бородзич (1791), М.Гирасимович (1792), Ю.Колесински (1792), Л. Третьяк (1793), А. Войчински (1793).

Пополнение лидский коллегиум получал из парафиальных школ. Такая школа в 1777-1782 гг. имелась в Белогруде, в 1777 г. там учились 20 детей, в том числе крестьянские, в 1782 г. — 4. Впрочем, широкого распространения в Лидском повете парафиальные школы не получили: далеко не всем нравился принцип бессословного образования. Богатые родители предпочитали домашнее обучение своих детей. Монах-пиар Августин Жилевич в 1787-90 гг. учил детей лидского судьи Юзефа Адама Божимовского, а Андриан Шалевич в 1790-93 гг. – детей Нарбутов.

В 1795 г., после Третьего раздела Речи Посполитой, Лидский повет был включен в состав Российской империи и стал называться уездом. 19 марта 1795 г. преподаватель коллегиума Вавринец Адамович в проповеди «неприлично ославил действия царствующих монархов и вторгся в дела политические», за что его заключили в тюрьму. Арестовали также ректора Ф.Крушевского, но «принимая во внимание, что он не знал о содержании проповеди Адамовича» — от ареста освободили. 1 апреля генерал-губернатор виленский и гродненский князь Н.В.Репнин уведомил императрицу о неприличной проповеди пиара В.Адамовича. Императрица выразила неудовольствие. 11 июля князь Н.В.Репнин приказал всем пиарам собраться в Щучине без права выезда и ожидать дальнейших распоряжений. Вскоре гроза миновала: В.Адамович вернулся к своим обязанностям, в 1802/3 учебном году исполнял должность префекта.

Смена государственности заметного влияния на учебную деятельность Лидского коллегиума не оказала — учебные планы остались прежними, язык преподавания — остался польский, вот только количество учеников сократилось до 31.

15 мая 1797 г. в коллегиуме ночевал российский император Павел I с сыновьями Александром и Константином. Занимали венценосные особы три комнаты на втором этаже. Павел «оставил о себе память на все времена», подарив на строительство пиарского костела 5000 рублей. Над комнатой, в которой ночевал император, монахи укрепили овальный щит с надписью золотыми буквами на латинском: «Paulo I Clementissimo et Sapientissimo totius Rusiae Imperatori atque Parenti optimo….= Павел I Милостивый и Мудрый всей России Император Владыка благороднейший…».

Александр I еще раз ночевал в коллегиуме «в зале над трапезной» в мае 1802 г., стройка костела была в разгаре, но просить дополнительных «фундаций» монахи не решились.

В 1802/03 учебном году программа включала в 1-м классе: грамматику польского языка, арифметику, общую географию, мораль, религию, основы латинского и французского языков; во 2-м классе — грамматику, арифметику, географию, мораль, натуральную историю, историю греческую и латинскую; в 3-м классе — алгебру, ботанику, историю, красноречие, пояснения Цицерона, историю искусств, мораль, латинский и французский языки. Лекции продолжались 4 часа с 8 до 10 и с 14 до 16, кроме вторника и четверга. После трех первых месяцев изучения предмета ежемесячно проводились экзамены.

Наряду с парафиальными школами время от времени появлялись маленькие школки при униатских храмах. В 1753 г. по решению деканов Новогрудской конгрегации для обучения детей униатских священников в возрасте от 7 до 10 лет в с. Орля на средства родителей была открыта школа, в которой за три года дети должны были научиться читать псалтыри, актопхии и ирмологии. Ответственность за обучение была возложена на священников Василевичской, Жижемской и Зблянской униатских церквей.

Основные источники:
Голенченко Г. Описи библиотек и книжных собраний Радзивиллов в национальном архиве Беларуси. //Badania ksiengozbiorow Radziwillow. Warszawa, 1995. S.57
Grebecka W. Stanislaw Bonifacy Jundzill –vybitny uczony polskigo Оswiecenia (1761-1847) // Wklad pijarow do nauki i kulnury w Polsce XVII-XIX w. Warszawa-Krakow.1993
Данскіх С. Шляхта iтальянскага паходжання у Лiдскiм павеце ВКЛ: пытаннi рэцэпцыi i асiмiляцыi.// Герольд Litherland. № 17, Гародня. 2006. С. 57-68.
Кулябко Е. С., Соколова Н.В. Утраченная переписка М. В. Ломоносова с польским пиаром Е. Цяпинским. // Русская литература XVIII века и ее международные связи: памяти чл.-кор. АН СССР П. Н. Беркова. Л., 1975. С. 206- 210.
Kurkowski J. Wybitni nauczyciele i uczniowie szkoły pijarskiej w Szczuczynie. // Kwartalnik Historii Nauki i Techniki.1995. № 1. S. 83-104.
Kurkowski J. Pijarzy w Werenowie i Lidzie (1735-1845).// Z dziejow Ziemi Lidzkiej. Warszawa.1997. S. 55-131.
Kurkowski J. Bernard Syruć (Siruć) (1731-1784). Warszawa-Lida. 2009.
Сліўкін В. Гісторыя адукацыі ў Лідзе.// Лідскі летапісец. № 3 (19). 2002. С.23-28.
Stasiewicz-Jasiukowa I. Kazimierz Narbutt (1738-1807). Warszawa-Lida.2004.
Szymielewicz M. Dzieje pijarow lidzkich. // Ziemia Lidska. 1937. № 1. S.2-3; № 4. S. 44. № 6-7. S.62-67; № 9. S.3.
Szulc W. Spory Akademii Wilenskiej z piarami o wylaczne prawo na szkoly 1723-1753// Ateneum Wilenskie. 1939. Z. 1. S.46-163.
НГИА в Гродно. Ф.1722. Оп.1. Д. 96. Л. 139 об.

Предоставил материал старший научный сотрудник Лидского музея – Сливкин Валерий Васильевич. При использовании материала, ссылка на сайт обязательна!


Обсуждение


  • ...

    kron 14 апреля 2016 в 11:52

    Спасибо. Не совсем ясно современное местонахождение здания коллегиума и монастыря.


Оставить комментарий

Все поля обязательны для заполнения.

Вы можете использовать HTML теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>